В Гайнском районе установили знак «Последний адрес»

| Парма новости | Елена Истомина | 07 апреля 2017

«Это в память не только об Александре Фабияновиче и его пятерых детей, но и в память обо всех, кого эта страшная сталинская власть оскорбила, унизила, уничтожила», — заметил во время установки знака почетный председатель пермского общества «Мемориал» Александр Калих.

В поселке Сергеевский 5 апреля на месте дома, в котором жил фельдшер Александр Ничиперович, по инициативе коллег его сына установили памятную табличку «Последний адрес».

— Александра Фабияновича я, конечно, не знала. Но очень хорошо знала его жену — Сабину Иосифовну. Наши семьи дружили, — рассказала во время церемонии Тамара Терёхина.

Дедушку и бабушку Тамары Михайловны — Кирилла и Евгению Шепель — тоже, как и семью Ничиперовичей, раскулачили и выслали на север Коми-Пермяцкого округа, в поселок Сергеевский. Вот только Ничиперовичи жили в Минской области, а родственники Тамары Терёхиной в Ростовской области.

Александр Фабиянович Ничиперович был фельдшером. Когда в 1937 году его арестовали, за медпомощью люди стали обращаться к его жене. Она, по словам Тамары Михайловны, в медицине разбиралась, часто выручала людей.

— У них так много книг по медицине было, — вспоминает старейшая жительница поселка, 93-летняя Елена Чащина. — Потом врачевала и их дочь Анна.

Елена Михайловна Чащина рассказала, что Сабина Иосифона, когда арестовали ее мужа, сама принимала роды у женщин, лечила детей. Фото: Владимир Яновский, «ПН».

И Тамара Терёхина, и Елена Чащина 5 апреля пришли к тому месту, где стоял дом Ничиперовичей, чтобы почтить память об Александре Фабияновиче. По словам Тамары Михайловны, дом Ничиперовичей вывезли прошлым летом. Он был таким крохотным, что новые владельцы используют его как гараж. Рядом с тем местом, где он стоял, построен новый дом.

Жили Ничиперовичи в той части Сергеевского, которую местные жители до сих пор называют старым или кулацким посёлком.

— Здесь и селили ссыльных в 30-х, — замечает Тамара Терёхина. — А хоронили умерших на болоте, прямо в воду, недалеко отсюда. На поселковом кладбище хоронить ссыльных первое время не разрешали.

Зоной приема семей кулаков из западных территорий страны Коми-Пермяцкий округ определили в 1929 году. Раскулаченных везли до станций Григорьевская и Менделеево, после чего под конвоем колонной гнали в лесные поселки.

«Они, обессиленные от голода и изнуренные месячным переездом в товарных вагонах, умирали в пути. Трупы умерших и замерзших хоронили в снегу на обочинах, а весной местные жители собирали их и хоронили на кладбище».

Нина Дерябина и Анатолий Коньшин, отрывок из их работы «Формирование системы спецпоселений в Коми-Пермяцком округе в 1930-1940 годы»

— Тех, кто добрался до места назначения, бросали в пустом месте. Вобьют кол в землю, и все – обживайтесь, как хотите, — добавляет почетный председатель пермского общества «Мемориал» Александр Калих. — У людей не было ни лопат, ничего. Они рыли землянки, строили шалаши.

Половина из тех, кто прибыл в Сергеевский, погибла. Те, кто сумел выжить, построили себе дома, наладили жизнь в поселке.

— Все они были хорошими хозяевами. Именно лучших людей, лучших крестьян та власть уничтожала, — говорит Александр Калих. – Сначала против них настраивали местное население, но потом постепенно местные люди поняли, что они простые работяги, такие же, как они.

Александр Калих работал вместе с сыном Александра Ничиперовича Альбертом в газете «Звезда». До перестройки, рассказал он, Альберт ни с кем не делился историей своей семьи. Фото: Владимир Яновский, «ПН».

Но на этом гонения в отношении раскулаченных советская власть не закончила. Наступил 1937 год, прозванный годом террора, и выходцев из кулацких семей начали массово арестовывать и обвинять в шпионаже, создании контрреволюционных организаций и прочей антисоветчине. Так, под подозрение попал и Александр Ничиперович. 25 октября его вызвали в село Коса якобы за медикаментами. Когда он прибыл на место, сотрудники Косинского райотдела НКВД его арестовали. Фельдшеру вменили причастность к польской разведке, осудили его и 7 января 1938 года в городе Свердловске расстреляли.

О том, что случилось с их отцом, дети Александра Фабияновича узнали только в 1991 году, когда обратились в региональное управление КГБ. Начальник подразделения Геннадий Алексеев сообщил, что Александр Фабиянович Ничиперович был арестован. Его осудили якобы за причастность к польской разведке и приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Место захоронения не установлено из-за отсутствия документов. Также в документе было сказано, что 23 апреля 1957 года Александра Фабияновича Ничиперовича реабилитировали, а уголовное дело на него прекратили за отсутствием в его действиях состава преступления.

Сегодня детей Александра Фабияновича в живых уже нет. В поселке Сергеевский живет его внучка Галина и правнук Александр, который, по словам местных жителей, внешне очень похож на своего деда. Другая внучка Александра Фабияновича живет в Кудымкаре. Но она приехать на установку знака «Последний адрес» не смогла, поскольку в тот день ее положили в больницу на операцию.

Жители Сергеевского добрым словом вспоминают семью Ничиперовичей. Геннадий был участником Великой Отечественной войны, получил девять боевых наград, участвовал в параде Победы в Москве. В поселке Сергеевском он работал мастером лесозаготовок. Александр, окончив Лесной техникум, работал начальником лесопункта. Полина стала учителем начальных классов, работала директором школы. Анна тоже закончила Лесотехникум, работала по специальности, затем преподавала в школе, работала библиотекарем. Альберт стал известным журналистом. Закончил Пермский госуниверситет, многие годы работал в областной газете «Звезда», прошел путь от рядового корреспондента до заместителя главного редактора.

Заявку на установку знака «Последний адрес» в память об Александре Фабияновиче подал Александр Калих, который работал с ним в «Звезде», и коллектив газеты «Звезда».

Табличку «Последний адрес» на дом, который стоит рядом с тем местом, где стоял дом Александра Ничиперовича, установил научный сотрудник пермского «Мемориала» Александр Чернышов. Фото: Владимир Яновский, «ПН».

— В истории нашей страны было много трагических моментов, о которых мы должны знать и которые должны помнить. Особенно мы, чей поселок основали спецпереселенцы. Мы очень благодарны обществу «Мемориал» и редакции газеты «Звезда» за проявленную инициативу по увековечиванию памяти нашего жителя Александра Фабияновича Ничиперовича, — поблагодарил гостей глава Иванчинского сельского поселения Виталий Тиунов.

— Мы просто не могли этого не сделать, зная историю семьи Альберта Александровича, — заметил на это Александр Калих.

Табличка «Последний адрес» в память об Александре Ничиперовиче стала первой, установленной в Гайнском районе, и третьей — в Коми-Пермяцком округе. Проект «Последний адрес» — это гражданская инициатива, направленная на увековечивание памяти о людях, подвергшихся политическим репрессиями в годы советской власти. В память о пострадавшем на стене дома, из которого человека в свое время увели, устанавливается маленькая, размером с ладонь, мемориальная табличка. Любой желающий может установить табличку, подав заявку на сайте проекта.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.