Москва, Новослободская, 67
На карте На карте

| 23 августа 2020

Шестиэтажный дом № 67/69 по Новослободской улице был построен в 1934-35 годах для работников Совнаркома в стиле конструктивизма.

Согласно базам «Мемориала», по крайней мере 19 жителей этого дома были расстреляны в годы Большого террора. Подавляющее большинство из них работало в системе Наркомата земледелия СССР, Наркомата сельского хозяйства РСФСР, Наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР. В феврале 2018 года мы установили на фасаде этого дома два памятных знака. Сегодня здесь появилась третья мемориальная табличка. Заявку на ее установку подала внучка репрессированного Екатерина Капранова.


Михаил Тимофеевич Румянцев родился в 1902 году в деревне Седневка Краснинского уезда Смоленской губернии в семье сельского учителя Тимофея Максимовича Румянцева. Дед Михаила, Максим Николаевич, в конце XIX века ушел в Сибирь ходоком в поисках места для переселения. Он обосновался в Канском уезде Енисейской губернии, куда потом перебралась вся его семья, но Тимофей Максимович остался в селе Седневка – тогда он уже преподавал грамоту в сельской школе.

В семье Румянцевых было 10 детей (двое умерли в младенчестве), Михаил был пятым ребенком в семье.

М.Т. Румянцев с семьей

В 1920 году Смоленский политехнический институт по предложению главнокомандующего Западным фронтом М.Н. Тухачевского был переподчинен военному ведомству и переименован в Смоленский государственный милитаризованный политехнический институт Западного фронта. Михаил поступил на рабочий факультет при институте, в котором учился и его старший брат Иван. После окончания войны с Польшей институт был расформирован, и Иван был переведен в Петроградский Электротехнический институт, а Михаил - в Лесной институт. Он выучился на инженера, был членом ВКП(б) c 1928 года.

К моменту ареста Михаил Тимофеевич работал инженером в Главном управлении лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР.

Румянцева арестовали 10 мая 1938 года по обвинению в «участии в контрреволюционной организации». «В 1938 году неожиданно меня вызвал директор Троицкой фабрики и, смущаясь, объявил, что из треста пришло секретное распоряжение о моем увольнении. Я понял, что Миша репрессирован», - вспоминал много позже его старший брат Иван Тимофеевич.

Через четыре месяца Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Михаила Тимофеевича к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение «незамедлительно» - 16 сентября 1938 года.

После ареста Михаила Тимофеевича его жена Ирина Тихоновна была выселена из Москвы и жила в Рязани, а сын Игорь стал жить в семье Ивана Тимофеевича, который перебрался в Кольчугино, где смог устроиться на работу на местный завод. После войны Игорь окончил Московский энергетический институт, стал кандидатом технических наук, лауреатом государственной премии. Он скончался в возрасте 55 лет, так и не узнав правды о своем отце.

Михаил Тимофеевич Румянцев был реабилитирован посмертно в 1956 году «за отсутствием состава преступления». Тогда же родственники получили фальшивое свидетельство о смерти, в котором значилось, то Михаил Тимофеевич скончался в 1943 году. И лишь спустя много лет они узнали правду.

Документы из семейного архива

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Мария Олендская


***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о шестнадцати репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака
кому-либо из этих репрессированных,
необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто
задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.