Москва, Старомонетный переулок, 33
На карте На карте

| 25 сентября 2020

Пятиэтажный дом № 33 по Старомонетному переулку был построен в 1910 году по проекту архитектора Д.М. Челищева в неоклассическом стиле и принадлежал великой княгине Елизавете Федоровне. Во время Первой мировой войны в доме временно находилось общежитие Турковицкого женского монастыря Холмской епархии, эвакуированного в Москву.

Из базы «Мемориала» мы знаем по крайней мере о двух жильцах этого дома, ставших жертвами политических репрессий при Сталине. Одному из них – выдающемуся российскому химику и технологу, организатору химической промышленности в СССР Николаю Федоровичу Юшкевичу – мы сегодня установили памятный знак.


Николай Федорович Юшкевич родился в 1884 году в Хабаровске в семье капитана Амурского пароходства мещанина Федора Юшкевича и его жены Параскевы Николаевой, у которых было еще двое детей – Ирина и Анатолий. В 1903 году Николай окончил гимназию в Благовещенске на четыре и пять, причем по точным наукам и иностранным языкам у него были пятерки.

В том же году он поступил в Томский технологический институт. В те годы это был заслуженно авторитетный центр высшего образования Сибири. Из-за студенческих волнений, вызванных революционными событиями 1905–1906 годов, институт был временно закрыт. И Николай, владевший немецким и греческим языками, с разрешения Попечительского совета Западно-Сибирского округа получил годичный отпуск для продолжения обучения за границей. Он посещал лекции в университетах Парижа и Льежа (Бельгия), вероятно, слушал лекции известного химика Урбана, открывшего элемент лютеций, и знаменитого физико-химика Анри Луи Ле Шателье. Через год Николай вернулся в Томск, где в 1910 году с отличием закончил обучение. Еще будучи студентом, он занялся научными изысканиями в области цветной металлургии и после окончания института остался ассистентом при инженерно-тепловой лаборатории, где вел практические занятия и руководил дипломными работами. Через два года Совет института направил его в Японию для ознакомления с местным медеплавильным производством.

В 1912 году Николай Федорович вновь отправился за границу – на этот раз в Германию, где два года учился в Высших технических школах Карлсруэ и Бреслау. Он прослушал курсы лекций по физической химии, металлургии и химической технологии, посетил многие химические предприятия Германии. В это время он написал докторскую диссертацию, но защитить ее не успел – началась Первая мировая война.

В 1915–1918 Юшкевич работал в Петроградском бюро по проектированию сернокислотных и суперфосфатных производств. К тому времени относятся несколько его проектов, в том числе сернокислотного и суперфосфатного заводов. Первый завод был построен под его руководством на станции Чудово Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. До 1919 года Юшкевич возглавлял этот завод.

В 1920–1923 годах Юшкевич работал на Урале (Екатеринбург) высшим техническим руководителем всех уральских химических заводов, одновременно был техническим директором Уральских заводов «Химоснова» (с 1922 – трест «Уралхим»). С февраля 1923 года он – директор Уральской Центральной научно-технической лаборатории, консультант правления треста «Уралхим».

Параллельно Николай Федорович преподавал в Уральском горном институте (Екатеринбург), был профессором кафедры основных химических производств Уральского государственного университета. Здесь он читал курс «Теория главнейших технологических процессов основной химической промышленности», в котором впервые применил теоретические основы и расчетные методы физической химии для решения прикладных вопросов получения неорганических соединений.

В 1923 году ректор Московского химико-технологического института (МХТИ) И.А. Тищенко пригласил Юшкевича принять участие в конкурсе на замещение должности профессора, заведующего кафедрой «Основная химическая промышленность». В результате Николай Федорович прошел конкурс и возгласил кафедру, переехав в Москву. Помимо работы в МХТИ Николай Федорович заведовал лабораторией основной химической промышленности в Институте прикладной минералогии (1923–1931), вел научную работу в Институте азота (1931–1933), возглавлял там же Научно-технический совет. Помимо этого он состоял ученым секретарем Технико-экономического совета основной химической промышленности (1924–1929), председателем Центрального совета основной химической промышленности (1932–1933), консультантом Правления треста «Химуголь» (1925–1926), главным инженером проектирующей государственной организации «Химстрой» (1926–1927), консультантом правления треста «Уралхим» (1929–1930), консультантом «Гипрохима» (1927–1933), членом Комитета химизации при СНК СССР.

В 1931 году Юшкевич был награжден орденом Ленина. В июне 1934 года ему была присуждена ученая степень доктора химических наук без защиты диссертации.

В 1933 году тогдашний нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе пригласил Юшкевича возглавить химическую промышленность страны, назначив главным инженером и заместителем начальника Главхимпрома Наркомата тяжелой промышленности СССР (НКТП).

Н.Ф. Юшкевич на кафедре, 1935 г.

Как свидетельствуют многие его соратники, Юшкевич внес огромный научный и организационный вклад в развитие химической технологии неорганических веществ и создание основной химической промышленности страны. Он разработал несколько передовых технологий, в том числе процесс получения серы (способ Юшкевича) из серосодержащих газов, сконструировал оригинальные печи для окислительного обжига хромита и для сжигания флотационного колчедана, а также контактный аппарат для окисления сернистого газа. Юшкевич принимал непосредственное участие в проектировании и вводе в строй крупнейших химических заводов страны в Воскресенске, Березниках, Сталиногорске (ныне – Новомосковск), Горловке. Николай Федорович - автор и соавтор ряда научных монографий.

Не менее значительна и его работа преподавателя. Он читал важнейшие учебные курсы: «Теория главнейших технологических процессов», «Основные процессы и аппараты химической промышленности», «Общий курс химической технологии», создал курс «Специальная технология основных химических производств». Под его руководством была проделана основная работа по созданию учебно-методической базы специальности «Технология неорганических веществ»: только в период до 1935 с участием Н.Ф. Юшкевича было написано 12 учебных пособий. Среди его учеников более 10 докторов наук и академик Н.М. Жаворонков. 

В 1936 во время командировки в Ленинград Юшкевич был арестован, но за него заступился Орджоникидзе, и через месяц профессора освободили. Но это была всего лишь передышка.

4 и 7 декабря 1936 года состоялось заседание Пленума ЦК ВКП(б), на котором выступил недавно назначенный на должность народного комиссара внутренних дел СССР Николай Ежов с докладом «О троцкистских и правых антисоветских организациях». В нем нарком, в частности, рассказал о существовании т.н. запасного троцкистского центра, созданного на случай разоблачения основного, «Объединенного троцкистско-зиновьевского центра», члены которого были осуждены в августе 1936 года в ходе т.н. Первого Московского процесса. По словам Ежова, в этот запасной центр входили Ю.Л. Пятаков, К.Б. Радек, Г.Я. Сокольников и Л.П. Серебряков. Этот центр занимался, в том числе, организацией вредительской работы и диверсиями.

Есть в этом докладе и большой раздел, посвященный «диверсионной работе» в химической промышленности: «Однако, товарищи, наибольшее количество вредительских и диверсионных актов запасному троцкистскому центру и его группам удалось провести по химической промышленности. Это объяснялось, товарищи, очевидно, тем, что с руководством химической промышленностью долгое время было неблагополучно. Вы знаете, что в свое время Главхимпром возглавлял Томский. Затем возглавлял Пятаков, т. е. фактический руководитель Главхимпрома до последнего момента, до дней его ареста. Наконец, азотную часть этой промышленности возглавлял теперь уже разоблаченный немецкий шпион, диверсант Ратайчак, который являлся правой рукой Пятакова по работе в химической промышленности. Всей этой группе людей удалось насадить свои кадры в химической промышленности, которые безоговорочно выполняли любые, самые грязные поручения, направленные против советского государства, поручения Пятакова, Ратайчака и других. Достаточно сказать, товарищи, что почти все начальники Главков и главные инженеры в химической промышленности, работающие вместе с Ратайчаком, частью им были вовлечены в шпионскую организацию, а частью и сами завязали связи, главным образом, с немцами».

Пятаков, Радек, Серебряков, Ратайчак и другие «руководители» запасного центра были арестованы еще во второй половине сентября 1936 года (Сокольников был арестован в июле) и по итогам т.н. процесса «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (или Второго московского процесса) 30 января 1937 года были приговорены к расстрелу или 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Репрессиям подверглись многие работники Главхимпрома – от дворника базы Главхимпрома до юрисконульта и главного инженера. Судьба Юшкевича была фактически решена в середине октября 1936 года. Так, в записке Ежова с приложением протокола допроса С.А. Ратайчака от 16 октября 1936 года есть прямое указание на «необходимость» ареста Николая Федоровича: «Показаниями Ратайчака устанавливается, что в химической промышленности существует созданная им, по поручению троцкистского центра в лице Пятакова, троцкистская организация, которая занималась вредительством. Считая (так в оригинале. – прим. ред.) целесообразным в первую очередь произвести аресты следующих участников организации: <…> 3. Юшкевича Н.Ф. – беспартийный, главный инженер Главхимпрома».

На одном из допросов Ратайчак называет имя Юшкевича среди тех, кого он якобы привлек для вредительской деятельности в химической промышленности. «Они все выполняли прямые мои задания по срыву строительств, мероприятий правительства в области химии, по замазыванию действительного положения вещей и т.п. <…> Все эти лица были настроены враждебно, контрреволюционно. Мне известно было, кроме того, что <…> Юшкевич – родственник белогвардейца Меркулова; я мог положиться на них и привлек их для выполнения подрывной работы. <…> Я их привлек в организацию: все они вели подрывную работу, выполняя мои задания. Каждый из них знал, что участвует в контрреволюционной организации, ведущей серьезную борьбу с советской властью». По «свидетельству» Ратайчака, Юшкевич непосредственно был причастен к срыву строительства опытной установки в Сталиногорске по газификации низкосортных углей, а также к срыву строительства других заводов.

Во время очной ставки между Пятаковым и Ратайчаком 15 января 1937 года последний прямо называет Юшкевича «одним из активных участников во всей вредительской работе в химической промышленности», а также утверждает, что «с 1935 года связь с разведкой (немецкой. - прим ред.) поддерживал Юшкевич». При этом Пятаков отрицает эти «показания»: «Мне очень трудно сказать, был ли Юшкевич связан с организацией или не был, имел ли он дела с разведкой или не имел, но мне неизвестна его практическая деятельность, как неизвестна его принадлежность к троцкистской организации».

Тем не менее 22 января 1937 года – в день выхода Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О процессе по делу Пятакова, Радека, Сокольникова, Серебрякова и др.» и накануне начала суда над ними – Николай Федорович был арестован. Его обвинили в том, что он якобы «являлся активным участником антисоветской террористической организации, проводил вредительство в химической промышленности и занимался шпионской деятельностью».

Юшкевича продержали в тюрьме четыре месяца. 27 мая 1937 года Военная коллегия Верховного Суда СССР вынесла ему приговор – высшая мера наказания. Приговор был приведет в исполнение на следующий день. Ему было 54 года.

У Николая Федоровича остались жена и двое детей: дочь Галина и сын Николай.

Николай Федорович Юшкевич был реабилитирован посмертно в 1956 году.

Архивные фотографии и документы
Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео



Фото: Александр Сорокин


***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одном репрессированном, проживавшем в этом доме: это Жан Михайлович Лагздынь. Если кто-то из наших читателей хотел
бы стать инициатором установки ему мемориального знака,
необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто
задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.