Москва, Большой Козихинский переулок, 19/6
На карте На карте

| 04 октября 2020

Дом № 19/6 по Большому Козихинскому переулку, построен в стиле конструктивизма в 1933 году.

В годы «Большого террора» из этого дома увели на расстрел шесть человек. В октябре 2017 года на фасаде этого дома мы установили первый памятный знак. Сегодня здесь появилась вторая мемориальная табличка. Заявку на ее установку подал праправнук репрессированного Сергей Галайко. Одна из дочерей Натана Марковича Карч Валентина жива, ей 92 года, она живет в Израиле.


Карч, свадьба. 1921 год

Натан Маркович Карч родился в 1898 год в Тирасполе в семье мещан.

В 1921 году Натан Маркович женился. В семье росли трое детей: сын и дочери-близняшки.

К моменту ареста Натан Маркович работал главным агрономом в Управлении зерновых совхозов Юга Наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР.

Натана Марковича арестовали 19 сентября 1937 года по обвинению в «участии в антисоветской вредительской и террористической организации» (ст. 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР). По словам его дочери Валентины Натановны, которой на тот момент было 10 лет, отца в течении двух месяцев до ареста вызывали на допросы к прокурору СССР А.Я. Вышинскому. «Все началось с того, что арестовали его коллег и, предположительно, под пытками заставляли указать на сообщников. Поскольку они также не имели никакого отношения к тому, за что их обвиняли, то они указали на своего коллегу Натана Марковича. Отца заверили, что в его невиновности разобрались, и рекомендовали уехать в командировку. 20 сентября 1937 года он собирался в командировку в подмосковный совхоз, но в ночь с 19 на 20 сентября его арестовали», - пишет по воспоминаниям Валентины Натановны его праправнук Сергей Галайко.

Тамара и Валентина

Натана Марковича продержали в тюрьме два с половиной месяца. Его имя есть в сталинских списках от 22 ноября 1937 года. 28 ноября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 39 лет.

Семье было сказано, что Натану Марковичу дали 10 лет без права переписки.

В январе 1938 года была арестована как «член семьи изменника Родины» жена Натана Марковича Елизавета Евсеевна и приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. 28 января 1938 года она прибыла в лагерь. «После ее ареста детей отправили в Даниловский детприемник. Позже 10-летних близняшек Валентину и Тамару забрала к себе временно их родная тетя. В январе 1940 года они попали в детский дом в селе Гиёвка под городом Люботин в Харьковской области. 

Илья Натанович

15-летний сын Илья – мой прадед – сбежал из Даниловского детприемника и жил в Москве у школьного товарища, родители которого тоже были арестованы. Товарищ был на год его старше, и ему оставили одну комнату в квартире, где он раньше жил с родителями. Они вылавливали удочкой вещи из опечатанной части квартиры и продавали их. Илья, голодал, но в течение года носил передачи в тюрьму отцу, которые охотно принимали, хотя тот был уже расстрелян…», - пишет праправнук Натана Марковича Сергей Галайко.

В 1952 году дети и мать нашли друг друга благодаря Международному Красному Кресту. И только в сентябре 1956 года, получив документы о посмертной реабилитации Натана Марковича, семья узнала, что он был расстрелян еще в ноябре 1937 года.



Архивные фотографии и документы

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео


Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о четверых репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака
кому-либо из этих репрессированных,
необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто
задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.