Москва, Спиридоновка, 25/20 стр. 1
На карте На карте

| 09 октября 2016
Это здание – бывший доходный дом, спроектированный известным архитектором Карлом Константиновичем Альбрехтом. Возвели его в 1911-13 годах. После революции 1917 года здесь получили квартиры представители новой власти. Сейчас это строение – ценный градообразующий объект с точки зрения городских властей (но не памятник культуры). В нем располагается кулинарная лавка братьев Караваевых.

Этот дом стал последним адресом для Бориса Израилевича Язгура, знатока японского языка, одного из авторов «Военного японо-русского словаря» (под псевдонимом Манзгур), которым до сих пор пользуются переводчики.

Борис Израилевич Язгур родился в 1903 году в Витебске. Учился японистике в Ленинградском восточном институте. Это учебное заведение было закрыто в 1938 году, а многие его преподаватели были репрессированы в 1930-е годы.
К моменту ареста Язгур был вольнонаемным преподавателем Военной академии РККА им. Фрунзе.
Бориса Израилевича арестовали 4 мая 1940 года. Лингвисту вменили в вину только его профессиональную деятельность.

В экземпляре, хранящемся в Могилёвской обл. библиотеке, отсутствует оригинальный титульный лист, так как оба составителя – и Дмитрий Петрович Жуков, и Борис Израилевич Язгур (псевдоним Манзгур) – были репрессированы.
Согласно обвинительному заключению, Язгур “в 1927 году, будучи в г. Новосибирске, на производственной практике по японскому языку, связался с секретарем японского консульства Тока-Хасси, которого продолжительное время посещал и брал уроки японского языка.
В 1929 году в качестве переводчика японского языка работал среди японских инженеров и техников, являвшихся японскими шпионами.
С 1934 по 1936 год находился в Японии в качестве переводчика японского языка.
В 1936 году по заданию японского шпиона Покладока, быв. преподаватель японского языка академии им. Фрунзе Клетный связался с Язгуром по шпионской деятельности в пользу Японии, от которого вплоть до 1938 года получал совершенно секретные данные о подготовке слушателей спецфакультета японского отделения в академии им. Фрунзе”.
Через 14 месяцев после ареста – 4 июля 1941 года – Военный Трибунал МВО приговорил его к высшей мере наказания по обвинению в измене Родине как “агента японской разведки”. Приговор был приведен в исполнение 16 октября 1941 года. В тот день Москва в страхе ожидала захвата гитлеровскими войсками. Тогда в Коммунарке убили не менее 220 человек, чтобы не вывозить арестованных за пределы столицы. Вместе с Язгуром принял мученическую смерть и Сергей Эфрон, муж Марины Цветаевой, группа руководящих военнослужащих РККА, жены расстрелянных ранее командиров Красной Армии – Тухачевского, Уборевича, Межлаука и других.
Борис Израилевич Язгур был реабилитирован в мае 1989 года.
9 октября 2016 года на доме появилась табличка его памяти.

Фото: Софья Двоскина

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.