Капельский переулок, 13
На карте На карте

| 21 января 2018

Пятиэтажный трехподъездный дом № 13 по Капельскому переулку был построен в 1936 году для работников «Издательского товарищества иностранных рабочих в СССР». Поскольку «Издательское товарищество» специализировалось на выпуске книг на иностранных языках, среди его сотрудников было много специалистов, приехавших из стран Европы и Азии. В этом доме жили немцы, корейцы, китайцы, венгры, поляки, один иранец и один бурят, а также реэмигранты, когда-то покинувшие Россию, а затем вернувшиеся на родину. Жили здесь и работники других московских издательств и типографий, информационного агентства ТАСС.

Согласно базам «Мемориала», по меньшей мере 27 жителей этого дома были расстреляны в годы Большого террора. Двум его жильцам сегодня мы установили мемориальные таблички.

Отто Иоганович Борк (Унгер) родился в 1893 году в местечке Белберг у Галле, недалеко от Лейпцига (Германия), в многодетной рабочей семье. Его отец по профессии был столяром, активно участвовал в деятельности местного профсоюза, был социал-демократом.С 1900 по 1908 годы Отто посещал восьмилетнюю народную школу. Он так хорошо учился, что преподаватель хотел направить его в учительский семинар (педагогический техникум). Но материальное положение семьи не позволило ему продолжить учение: в семье было четверо детей, и надо было помогать родителям. Отто начал работать, еще учась в школе.После школы юноша решил, как отец, стать столяром. В 1909 году он вступил в Союз социалистической рабочей молодежи (Sozialistische Arbeiter-Jugend). «В это время было принято, что молодежь по окончании профессионального обучения путешествовала пешком по Германии в поисках работы, при этом получая некоторое скромное пособие от профсоюза»,

– вспоминала много позже жена Отто Иогановича Роза Леопольдовна Борк, его соратница по партии.В 1912 году, судя по письмам родным, Отто работал в Штутгарте, на крупном местном заводе, зарабатывал 48 пфеннигов в час

В 1914 году Отто призвали в армию, и он ушел на фронт. В июле 1918 года он писал с фронта другу: «Эта война не может долго продолжаться. С какой-то стороны эти громадные силы должны истощиться. Может быть, еще в этом году будет мир».

В конце 1918 года Отто вернулся с фронта домой. В 1919 году он, живя в Лейпциге, вступил в Коммунистическую партию Германии. Уже 13 июля того же года Унгер выступал на второй районной конференции Коммунистического союза молодежи Германии с докладом «Задачи пролетарского молодежного движения». На третьей районной конференции 24 августа 1919 года его выбрали председателем Лейпцигского комсомола.
В 1920 году он принимал активное участие в борьбе против организаторов Капповского путча, участвовал в общенациональной забастовке рабочих.
В 1921 году Отто Унгер стал членом ЦК Коммунистического союза молодежи. Тогда же он переехал в Берлин, где руководил центральным органом Комсомола Германии «Юнге Тарде» и издательством «Юнге Тарде».
В 1921 году он стал делегатом второго конгресса Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ), который проходил в Москве, и до 1924 года был секретарем Исполкома КИМа. На четвертом конгрессе Коминтерна в 1924 году Отто Унгер выступал с отчетным докладом о деятельности КИМа.
Отто очень хотел продолжить свое образование. В 1924 году руководители Коминтерна дали ему разрешение на поступление в Коммунистическую академию в Москве. Отто учился очень усердно, параллельно работал в Орготделе Коминтерна под непосредственным руководством Иосифа Пятницкого.
В 1925 году тогдашний председатель ЦК Компартии Германии Эрнст Тельман вызвал его в Гамбург, где Отто Унгер стал секретарем областного комитета партии.
В 1930–33 годах он перешел на нелегальное положение и руководил партийной типографией, а в 1933 году попал в руки СС и сидел год в Берлинской тюрьме, затем в концлагере Бранденбург. В конце 1933 года ему чудом удалось освободиться из концлагеря, и он вновь перешел на нелегальное положение, а в январе 1934 года уехал с семьей в Москву. Тогда же он сменил фамилию на Борк.
В Москве Отто Борк стал заведующим немецкой секцией «Издательского товарищества иностранных рабочих в СССР», основанного в 1931 года на базе Издательства Коминтерна и просуществовавшего до 1938 года, когда оно было переименовано в «Издательство литературы на иностранных языках» (Иногиз). Здесь готовились к изданию книги на иностранных языках: марксистко-ленинская, учебная, справочная и художественная литература. Его жена Роза работала в том же издательстве и преподавала немецкий язык в Тимирязевской академии.
Семья Борк поселилась в доме № 13 по Капельскому переулку. Их соседями стали коллеги по работе в издательстве, а также работники других московских издательств и типографий. Многие из них, как и Борк, были иностранцами, приехавшими в СССР в поисках лучшей жизни.
Первой из жильцов дома арестовали мотористку фабрики «Мосбелье» № 2 Тамару Георгиевну Мусатову – 23 апреля 1937 года. На самом деле она была китаянкой, просто, переехав в СССР, взяла себе русские имя, отчество и фамилию.
Отто Борк был арестован 16 ноября 1937 года. К тому моменту уже несколько его соседей – коллег по издательскому товариществу – были задержаны по обвинению в шпионаже и членстве в шпионско-диверсионной антисоветской террористической организации. Такое же обвинение предъявили и ему, и через четыре месяца – 19 марта 1938 года – его приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 45 лет.
У Отто Борка остались жена и двое детей - Альфред (1928 г.р.) и Рольф (1936 г.р.). Роза Леопольдовна была арестована в июле 1941 года и осуждена на восемь лет исправительно-трудовых лагерей и поражением в политических правах на пять лет «за антисоветскую агитацию».
Отто Борк был реабилитирован в 1956 году.
«Мечта о справедливой жизни прошла сквозь всю биографию Отто Иогановича Борка. Разве это не удивительно? Отказаться от всех материальных благ, самозабвенно стремиться усовершенствовать мир, пожертвовав всем личным, даже жизнью. Попытка построения справедливого общества не удалась. Давайте поклонимся всем погибшим в этой исторической попытке. И в наши дни все мы разве не мечтаем о справедливой организации общества?..», – написал нам сын Отто Борка, Рольф Оттович Борк.

Семейное фото: К.А. Шустер стоит, его брат Стефан сидит
 Карл Адольфович Шустер родился в 1901 году в Варшаве в семье торговца. Получил высшее образование, был членом Компартии Германии. В СССР прибыл в 1934 году, вступил в ВКП(б).К моменту ареста Шустер работал редактором в издательстве «Иностранный рабочий».Не желая служить в армии Пилсудского, в конце 1932 года вместе с братом Густавом (много позже он возьмет себе имя Стефан Сташевский и станет видным деятелем польской компартии) Карл по Данцигскому коридору эмигрировал в Германию, где вступил в ряды Коммунистической партии Германии.

После прихода Гитлера к власти братья в 1934 году эмигрировали в Советский Союз, где вступили в ряды ВКП(б).Карл Адольфович учился в Высшей партийной школе, был членом III Интернационала, позже стал редактором немецкой редакции в издательстве «Иностранный рабочий».Карла Адольфовича арестовали 12 марта 1938 года по обвинению в шпионаже. Согласно обвинительному заключению, Шустер якобы в 1934 году был завербован в Германии и переброшен в СССР под видом политэмигранта для ведения шпионской деятельности.

По мнению следователя, он «передавал шпионские сведения резидентам германской разведки <…> о новых политических изданиях, о количестве политической литературы, направляемой СССР в страны мира и другие данные шпионского характера. <…> Получил 1500 рублей от германской разведки за свою шпионскую деятельность».

Через два с половиной месяца – 23 мая 1938 года – Комиссия НКВД СССР и прокурора СССР приговорила его к расстрелу по обвинению в «шпионско-диверсионной террористической деятельности в пользу Германии».

Приговор был приведен в исполнение 10 июня 1938 года. Ему было 37 лет.Его брат Стефан Сташевский в 1938 году был арестован и сослан на восемь лет в лагеря. Срок отбывал на Колыме.Карл Адольфович Шустер был реабилитирован в 1956 году.

 
Церемония установки табличек «Последнего адреса» (video)(фото)
 

Фото: Мария Олендская

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о 25-ти репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел
бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих
репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую
заявку.
Подробные
пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на частозадаваемые
вопросы опубликованы на нашем














сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.