Москва, Долгоруковская, 35
На карте На карте

| 01 марта 2020

Кирпичный дом № 35 по Долгоруковской (б. Каляевская улица) был построен в 1906 году. Это был доходный дом доходный дом Смирновых-Мартиросовых. Уже в советское время здесь достроили один этаж, и дом стал пятиэтажным.

В этом доме в 1930-х годах жил художник-график Александр Васильевич Ложкин. Сегодня мы установили ему памятный знак. Заявку подал внучатый племянник художника Константин Степанов.


Александр Васильевич Ложкин родился в 1881 году в Москве. Его отец Василий Михайлович Ложкин работал артельщиком на фабрике красок «Франк и К». Александр рано увлекся живописью и поступил в Строгановское училище технического рисования, которое окончил в самом начале ХХ века. В Строгановке он учился вместе с будущим главным художником Большого театра Федором Федоровским, был с ним дружен.

После училища Александр устроился на работу в московский филиал знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже, где проработал до 1912 года, создавая эскизы знаменитых изделий фирмы. Параллельно Ложкин иллюстрировал и оформлял детские книги, в том числе издания фирмы И.Н. Кнебеля, рисовал пейзажи и городские виды Москвы и старинных городов, делал эскизы костюмов к театральным постановкам. Так, в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится акварель А. В. Ложкина - костюмы танцовщиц для оперы М. П. Мусоргского «Хованщина», сделанная им в 1909 году. Как предполагает внучатый племянник художника Константин Степанов, много лет занимающийся изучением творчества Ложкина и собравший буквально по крупицам историю жизни своего родственника, скорее всего, эту акварель художнику заказал его друг Федор Федоровский, который получил заказ на оформление спектаклей Сергея Дягилева для «Русских сезонов» в Париже и Лондоне.

В 1910-х годах Ложкин женился на Марии Васильевне Ледневой - талантливой ученице известного русского модельера Н. П. Ламановой.

Александр Васильевич участвовал в оформлении красочного издания, посвященного Первой мировой войне «Великая война в образах и картинах».

После Октябрьской революции Александр Васильевич, согласно анкете арестованного, с 1917 по 1921 годы служил в Красной армии. Позже он участвовал в оформлении революционных праздников и физкультурных парадов на Красной площади, с 1920 по 1932 годы работал в Госиздате, затем непродолжительное время - в Большом театре, затем в Госкиноиздате. Ложкин участвовал в работе государственной комиссии по подготовке выставки, посвященной столетней годовщине гибели А.С. Пушкина, сделал серию графических работ мест, связанных с жизнью и творчеством поэта, в том числе усадеб Михайловское и Петровское.

Александр Васильевич был арестован 5 января 1942 года. Постановление о его аресте старший оперуполномоченный Свердловского районного отдела УНКВД сержант госбезопасности Щербаков подписал за два дня до этого. Он же провел первый допрос Ложкина в день его ареста. Первый вопрос, казалось бы, никак не мог иметь отношения к художнику. Щербаков спрашивает Ложкина: «С какого по какой год вы имели свой собственный магазин и наемную рабочую силу?» Ответ: «Своего магазина я не имел, наемной рабочей силы тоже. Торговлей я никогда не занимался».

Ложкина обвинили в том, что он якобы «среди окружающих ведет антисоветскую агитацию». Виновным в этом Ложкин себя не признал, но согласился с выдвинутым против него обвинении в уничтожении портрета Ленина: «Да, 16 октября 1941 года я уничтожил портрет В.И. Ленина, который находился в помещении домоуправления».

Через два месяца, 11 марта 1942 года, Александр Васильевич скончался в тюремной больнице, и дело было прекращено.

Александр Васильевич Ложкин был реабилитирован в 1955 году.


«Сегодня имя Александра Ложкина помнят считанные специалисты, - пишет Константин Степанов. - Его работы рассеяны по фондам музеев Москвы, Петербурга, находятся в Музее Хиллвуд в Вашингтоне, в частных собраниях России и зарубежных стран. Художник словно растворился в своем драматичном времени, в котором уместились и Дягилевские русские сезоны в Париже, и Первая мировая война, и Пушкинская выставка 1937 года в ГИМ. И лишь сейчас творчество замечательного русского художника возвращается из долгого несправедливого забвения в художественный оборот России».

Произведения А.В. Ложкина хранятся в фондах известных музеев Москвы, Петербурга, Перми, Саратова, в том числе в ГМИИ имени А. С. Пушкина, ГТГ, ГЛМ, ВПМ, Государственном объединении «Музеи Москвы», Пермской государственной художественной галерее.

Документы следственного дела А.В. Ложкина
Работы художника А.В. Ложкина

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Евгений Шмуклер



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.