Москва, Старослободский переулок, 2
На карте На карте

| 26 апреля 2016

Дом №2 по Старослободскому переулку, в котором в 30-е годы проживал пожарный Ананий Назарович Шибанов, не сохранился. На его месте в начале 80-х был построен новый пятиэтажный дом.

Заявку на установку мемориального знака Ананию Назаровичу Шибанову подали ученицы Европейской гимназии, расположенной по соседству с этим домом. Они же написали текст для нашего сайта, который мы приводим ниже:

«Проектом «Последний адрес» мы заинтересовались, когда выбирали тему для нашего общественного проекта в восьмом классе. В базе общества «Мемориал» мы нашли данные о том, что совсем недалеко от Европейской гимназии, в которой мы учимся, жил человек, ставший жертвой репрессий. Тогда мы решили отправить заявку на установку памятной таблички, а деньги на нее собрали во время небольшой кампании прямо в школе.

Вот что нам удалось выяснить об этом человеке из открытых источников.

Ананий Назарович Шибанов родился в 1880 году в селе Горлово Московской области. Закончил первые четыре класса школы, в царской России работал в Москве городовым. После Октябрьской революции служил в Красной Армии, с 1920 года и до самого ареста работал пожарным на Московском салициловом заводе.

Дальнейшие подробности судьбы Анания Назаровича мы узнали из его личного дела, которое хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Прочесть его нам удалось благодаря помощи сотрудников общества «Мемориал».

22 июля 1936 года Ананий Назарович был задержан на Ярославском рынке «при попытке перепродажи за повышенную цену пары дамских туфель». Чем закончилась эта история, из следственного дела не понятно, но по все видимости, Шибанова тогда отпустили. Спустя год с небольшим, 7 сентября 1937 года, против него были выдвинуты новые обвинения, уже не в спекуляции, а в «антисоветской агитации» – статья 58 пункт 10 УК. Второй и последний раз Ананий Назарович был арестован 23 сентября, после обыска у него дома. Обвинительное заключение по следственному делу было составлено на основании показаний трех свидетелей, которые якобы утверждали, что Ананий Назарович неоднократно высказывался против советской власти: «Шибанов систематически проявляет недовольство по отношению к Советской власти. Во время проведения подписки на заем он говорил: “Жить очень трудно, беднота, а на заем подписываться заставляют. У меня было на 800 рублей облигаций, я их заложил потому, что жить не на что и невозможно”».

На момент ареста Анания Назаровича уже почти два года в тюрьме находился его сын Иван. Он работал грузчиком на автобазе «Моснарпита», был арестован в конце 1935 года в возрасте 19 лет и приговорен к трем годам лишения свободы по той же статье 58 пункт 10 УК.

11 ноября 1937 года тройка при НКВД СССР по Московской области признала Анания Назаровича Шибанова виновным в контрреволюционной агитации и приговорила к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение спустя два дня на Бутовском полигоне.

Спустя 20 лет после расстрела, 1 июля 1957 года, Московский cуд постановил, что Ананий Назарович Шибанов был осужден «без достаточных для того оснований». Никто из свидетелей не располагал информацией, подтверждающей факт ведения им контрреволюционной агитации. Его сына Ивана, отсидевшего в тюрьме три года, реабилитировали в 1995 году.

Дом, в котором жил Ананий Назарович, не сохранился. Однако нам удалось пообщаться с историком района Сокольники Федором Евдокимовым, и он поделился с нами старой фотографией Старослободского переулка. На ней видно, что дом стоял через дорогу от нашей школы. Приблизительно на месте прежнего дома 2/15 стоит теперь дом 2, и его жители поддержали идею увековечить память Анания Шибанова.

В истории Анания Назаровича нет ничего необычного. Он не был знаменитым общественным или политическим деятелем, он не имел доступа к засекреченным государственным материалам, не писал антисоветские стихи, не выходил на улицы с плакатами. Он был простым пожарным. У него была семья – жена, трое детей, люди, которых он любил, собака, любимое дело. Он жил тихо и незаметно и так же незаметно ушел. Может показаться, что смерть его не оставила следа в истории, а жизнь не изменила тысячи судеб. Но в этом-то и заключается главное преступление террора – он обесценивает смерть.

В своем проекте мы и ставили главной задачей показать людям, что репрессии – это национальная трагедия. Погибали люди, самые простые люди. Мы хотим донести до других, что личность всегда стоит над историческим событием, и за словом «репрессии» стоят тысячи искалеченных судеб».


26 апреля 2016 года во дворе дома 2 по Старослободскому переулку состоялась
церемония размещения памятной таблички «Последнего адреса»: фото, видео.

 

Фото: Екатерина Рогожникова


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.