Калужская область, село Перемышль, ул. 25 Октября, 40
На карте На карте

| 06 ноября 2016
Частный бревенчатый дом по этому адресу был восстановлен в 1943 году после частичного разрушения. В 1930-х годах в этом доме жила семья Бриллиантовых. Главе этой многочисленной семьи мы сегодня установили мемориальную табличку.

Николай Павлович Бриллиантов родился в 1873 году в селе Прыски Козельского уезда Калужской губернии в семье псаломщикка. В 1899 году он окончил Калужскую духовную семинарию. Служил в Георгиевской церкви в селе Упозево Козельского района Калужской губернии. Много времени и сил он отдал строительству нового храма в Упозево и воспитанию десятерых детей.

“Дедушка Николай в молодости был статен, красив, хорош собой, но нрава был крутого и вспыльчивого, с развитым чувством справедливости, – пишет о Бриллиантове его внучка, Валентина Николаевна Бриллиантова в книге воспоминаний “Блаженны чистые сердцем”. – В семье ходит легенда о том, что Николай Павлович готовился к свадьбе с другой невестой и уже почти все было слажено, но внезапно передумал и женился на моей бабушке. Видимо, произошло какое-то важное событие, т.к. такому основательному и честному, даже скорее щепетильному человеку, каким его все знали, для такого неожиданного поступка нужны были веские причины”.
В 1915 году Николая Бриллиантова направили в село Перемышль, где он служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы, который был закрыт в 1928 году.
Вот что писал о Бриллиантове в своей книге “Неувядаемый свет” перемышльский житель, а позже известный переводчик Н.М. Любимов: «А вот священник Фроловской церкви о. Николай Бриллиантов, немудрящий, обремененный огромной семьей, поневоле уделяющий много времени и внимания заботам о хлебе насущном. Если ему торопиться некуда, как благолепно, с каким неподдельным чувством он служит! Кажется, это о нем сказал Некрасов: "…голос священника скорбью звучал…”. Это был настоящий, преданный церкви священник».
Первый раз Николая Павловича арестовали в 1930 году по статье 168 УК (удержание мелкой разменной монеты), второй раз – в 1931-м по статье 60, ч.3 УК. Третий арест, произошедший 22 октября 1937 года, стал для Бриллиантова последним: менее чем через месяц после задержания – 10 ноября – священника приговорили к высшей мере наказания по статье 58-10 УК РСФСР. Согласно документам из следственного дела, Бриллиантов обвинялся в том, что “среди населения проводил активную террористическую контрреволюционную агитацию, высказывал пораженческие настроения, выступал в защиту врагов народа”.
Приговор был приведен в исполнение 15 ноября 1937 года. Бриллиантов был расстрелян вместе с другими священнослужителями и захоронен в общей могиле в Тесницком лесу под Тулой. Ему было 64 года.
По данным Калужской епархии, только за 1937 год в области было расстреляно или сослано более 200 священнослужителей и 70 церковнослужителей, около 150 монашествующих.
Николай Павлович был не единственной жертвой политического террора этой большой семьи. Старший сын, Александр, работавший кредитным инспектором Перемышльского отделения Госбанка, также был расстрелян как “враг народа” – в 1942 году по статье 58-1 УК РСФСР.
Николай Павлович Бриллиантов был реабилитирован в 1989 году.
6 ноября 2016 года на дом прикрепили табличку памяти о. Николая Бриллиантова.

Подробнее о семье Бриллиантовых можно прочитать в книге воспоминаний “Блаженны чистые сердцем”, которую написала внучка Николая Павловича, Валентина Николаевна Бриллиантова.

Фото: Валентина Бриллиантова

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.