Санкт-Петербург, 13-я линия ВО, д. 56
На карте На карте

| 26 июля 2015
Григорий Александрович Гуковский с дочерью Наташей

На месте деревянного особнячка по 13-й линии В. О., где жил с семьей Григорий Александрович Гуковский,
стоит недавно построенный из белого кирпича дом 56. На нем повешена
табличка в память о филологе, специалисте по русской литературе XVIII в.
профессоре ЛГУ Г. А. Гуковском.

В 1949 году началась борьба с космополитизмом. Два дня при большом скоплении народа в актовом зале университета происходило собрание, где ученых клеймили за то, что они по происхождению евреи. Под прицел попали и Эйхенбаум, Жирмунский, Азадовский, Гуковский.



Для Гуковского событие оказалось ошеломляющим — у него случился сердечный приступ. Стиховед В. Е. Холшевников вспоминает: «До сих пор помню, как неподвижно сидел сбоку от президиума Жирмунский, до сих пор в ушах трагический голос Гуковского. Его громили за космополитизм, антипатриотизм, а ведь он первый сказал, что XVIII век русской литературы был не ложноклассицизмом, а просто классицизмом. И вот трагическим голосом Гуковский в ответ на обвинения сказал, что любит русскую литературу, что воспитан на ней». Потрясение — вот реакция Григория Александровича на обвинения, в основе которых лежал антисемитизм.



Нина Александровна Жирмунская: «Гуковский пережил это физически очень тяжело. Сразу сердечный приступ. Их всех из университета уволили. Пошли аресты. Каждый день узнавали о ком-нибудь. Летом, в один день были арестованы оба брата Гуковских — Матвей в Сочи, а Григорий в Риге. Их жен в одну ночь выслали из Ленинграда».

Искусствовед Кира Долинина накануне установки знака «Последнего адреса» призвала: "У большого русского ученого и моего прадеда Григория Александровича Гуковского нет могилы. Он умер под следствием по Ленинградскому делу в Лефортово 2 апреля 1950 года. Его ученикам через пять лет на Лубянке скажут, что тело бросили в яму с известью. Сегодня исследователи из "Мемориала" считают, что тела кремировали и хоронили в Донском монастыре. Когда умерла вдова Гуковского Зоя Владимировна, семья поставила на ее могиле в Комарово кенотаф и мужу. До сих пор его память была частным делом семьи. В это воскресенье ситуация изменится — появится табличка «Последнего адреса» на доме, который стоит на месте деревянного особнячка, откуда уехал, но куда уже не вернулся Гуковский. Кто в Питере, кто помнит, кто читал, кто учился по его книгам — пожалуйста, приходите. Это важно для исторической памяти. Нельзя забывать это убийство».



26 июля 2015 года Кира Долинина прикрепила на дом табличку «Последнего адреса» с именем прадеда. Интервью с Татьяной Долининой, внучкой Григория Александровича Гуковского, здесь.

Фото: Инициативная группа «Последнего адреса« в СПб.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.