Москва, Б. Пироговская, 5
На карте На карте

| 15 сентября 2019

Деревянный двухэтажный дом по адресу Большая Пироговская улица, 5 в 1970-х годах был снесен, и на его месте в 1969 году был построен новый многоэтажный дом с тем же адресом.

Сегодня на фасаде этого дома мы установили памятный знак. Заявку подали родственники репрессированного; племянник Сергея Ивановича Москалева, Николай Георгиевич Москалев, написал о своем дяде текст, который мы публикуем ниже.


Сергей Москалев, 1939 год

Сергей Иванович Москалёв родился в 1914 году в Москве. Его отец Иван Александрович был из крестьян Вологодской губернии, самостоятельно выучился на учителя, преподавал математику в различных школах. Мать Наталья Михайловна была дочерью управляющего текстильной фабрики, выслужившегося из простого рабочего.

В 1928 году Сергей окончил семилетку и начал подрабатывать на «Метрострое» чернорабочим. В 1931 году он окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ) и устроился работать слесарем на завод «Мосэлектрик». Одновременно он учился на вечернем отделении Московского станкостроительного техникума, который окончил в 1932 году, получив квалификацию «техник-механик по станкостроению».

Но на этом его жажда учиться не иссякла. В 1937 году Сергей Иванович окончил Московский геологоразведочный институт по специальности «инженерная гидрогеология» с присвоением квалификации «инженер-геолог».

В 1937-1939 годах Москалев служил в Красной Армии в 25-м отдельном инженерном батальоне в Ростове Великом и закончил службу с присвоением звания «начальник взвода».

Сергей (четвертый слева) на службе в Красной Армии,
Ростов, 1937 год

После службы Москалев работал в Государственном институте по проектированию предприятий промышленности редких металлов «Гипроредмет» Министерства цветной металлургии СССР. Он участвовал в различных геологоразведочных экспедициях по всей стране: Гомель, Кисловодск, Махачкала, рудник «Умальта» Хабаровской области, рудник Верхняя Шахтома Читинской области. Его брат Александр рассказывал, что, вернувшись из Забайкалья, Сергей получил за проведенные работы большую премию. На эту премию он купил в Москве много продуктов, в том числе несколько мешков муки – этот запас очень помог семье в военное время. В мае 1941 года молодой перспективный специалист поступает на учёбу в аспирантуру Московского гидромелиоративного института. Но поучиться не успел – началась война.

С началом войны Сергея Ивановича направляют старшим инженером в Управление полевых работ Главного управления оборонительного строительства для организации фронтовых укреплений в Карелии. В июле 1942 года младший лейтенант Москалев был призван в Красную Армию и направлен в 27-й отряд глубокого бурения на должность командира взвода. Он попал служить по своей, довольно редкой, специальности гидрогеолога в инженерные войска. Отряд занимался бурением артезианских скважин для нужд частей различных фронтов. В ноябре приказом командующего Западным фронтом ему присваивается звание «лейтенант».

В июле 1943 года 27-й отряд расформировывают, Москалева переводят в 150-й инженерно-саперный батальон 11-й инженерно-саперной бригады РГК (резерва главного командования) на должность командира 3-го взвода 3-й роты – взвод глубокого бурения - и присваивают звание «старший лейтенант». Батальон выполнял задачи строительства и обслуживания перемещавшегося командного пункта Западного фронта.

25 сентября 1943 года отец Сергея получил он него очередную открытку: «Добрый день, папа! Жив, здоров, служу по-прежнему в той же части. Живем теперь в деревне, но обещают перевести в землянки. Погода стоит дождливая, целые дни нахожусь в лесу, на работах. Работаем с темна до темна. В Москву теперь не вырвешься, не до этого. Папа! Напиши была ли у нас Варя? Что пишет Николай? Когда он выпишется из госпиталя? Что пишет Юрка? Привет Анне Никитичне и Саше. Сергей».

Это было последнее письмо Сергея отцу.

Отец с сыновьями: Сергей, (1914 г.р.), Юрий (Георгий) (1918 г.р.), Николай (1920 г.р.), Алдр (1930 г.р.). 1938 год.

1 октября 1943 года на фронте под Смоленском Москалев был неожиданно арестован оперуполномоченным Управления контрразведки «СМЕРШ» («смерть шпионам») Народного комиссариата обороны. Постановление на арест было согласовано с членом Военного совета Западного фронта, санкционировано военным прокурором фронта и утверждено врио начальника управления «Смерш» фронта полковником Васильевым. 5 октября Сергея Ивановича конвоировали в Москву.

Через две недели – 16 октября - на допросе следователь майор Леонтьев предъявил ему обвинение: «Будучи враждебно настроенным к советской власти среди своего окружения проводил антисоветскую агитацию клеветал на руководителей партии правительства и советскую действительность. Имея намерения создать контрреволюционную организацию, группировал вокруг себя антисоветски настроенных лиц, подготавливая их к активной антисоветской деятельности. Вел подготовку к совершению диверсионных и террористических актов».

Преступления, инкриминируемые Сергею Ивановичу, проходят по «расстрельным» статьям, но все подводят к ст. 58-2, так как были «совершены» в военной обстановке. На все без исключения поставленные следователем обвинительные вопросы по антисоветской деятельности Сергей Иванович себя виновным не признал.

Следующий допрос состоялся еще через две недели – 30 октября. На этом допросе он уже «признается» во всем: в «приобретении 10 марта 1943 года трофейного румынского пулемета для подготовки теракта против руководителей партии и правительства на Смоленской площади из окна квартиры своего товарища Богословского на Арбате», в том, что «вел разговор о физическом уничтожении генерального секретаря ВКП(б)», «создавал на фронте контрреволюционную организацию», «собирался взорвать узел связи КП Западного фронта» и так далее.

Что же происходило с ним в эти две недели? По «делу» объемом в 230 листов этого не видно.

Следствие велось длительно, более полугода, вызывались сослуживцы по работе и фронту. 5 июня 1944 года следователь Леонтьев подписал обвинительное заключение с предложением: «Мера наказания Москалеву С.И. предлагается РАССТРЕЛ». Оно утверждено начальником Главного управления контрразведки «СМЕРШ» комиссаром госбезопасности 2-го ранга Абакумовым.

10 июня 1944 года состоялось заседание Особого совещания при НКВД СССР, которое рассмотрело по пункту № 346 (за один день!) «Дело № 341» старшего лейтенанта Москалева С.И. «Постановили Москалева Сергея Ивановича за антисоветскую агитацию и подготовку к совершению диверсионных и террористических актов расстрелять. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать».

Приговор был приведен в исполнение 23 июня 1944 года. Ему не исполнилось и 30 лет.

О трагической судьбе Сергея никому ничего не сообщалось. Он провел в Лефортовской тюрьме долгое время, и отец его, Иван Александрович, знал об аресте сына. Он с октября 1943 года перестал получать от сына письма и деньги по аттестату и, возможно, связался с командиром части Сергея. По рассказам его младшего брата Александра отец и передачи сыну носил в тюрьму. Он передавал Сергею продукты, которые привозил с фронта во время своих побывок его брат Николай. Обратившись в органы по судьбе сына, он в 1944 году – уже после расстрела Сергея - получил устный ответ: «10 лет лагерей без права переписки по обвинению в измене Родине».

Через 10 лет, в августе 1954 года, Иван Александрович обратился с заявлением к Генеральному прокурору СССР Руденко с просьбой пересмотреть дело сына. В ноябре 1957 года была произведена проверка органами военной контрразведки, которое его и вели, и они отказали в пересмотре. Главный военный прокурор Горский вынес протест, по которому Военным трибуналом Московского военного округа в апреле 1958 года постановление Особого совещания было отменено в части обвинения в антисоветской агитации «за недоказанностью обвинения», в остальной части (подготовка к совершению диверсионных и террористических актов) – «за отсутствием состава преступления». Сергей Иванович Москалев был реабилитирован.


Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Оксана Матиевская



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.