В Великом Новгороде открыли памятный знак, посвящённый уничтоженному при сталинизме учёному

| В Новгороде.ру | Кирилл Привалов | 23 июня 2019

Сегодня на Никитском корпусе в Новгородском кремле повесили табличку, сообщающую о том, что здесь перед арестом проживал репрессированный учёный Борис Шевяков.

Такие таблички с квадратным пустым вырезом вместо фотографии устанавливают по программе «Последний адрес», которая реализуется в рамках Федеральной концепции увековечивания памяти жертв политических репрессий. Всего установлен уже 901 знак.

Борис Васильевич Шевяков родился в 1908 году в Санкт-Петербурге в семье профессора-биолога. Окончил Высшие курсы искусствоведения при Государственном институте истории искусств. В конце 1920-х годов его семья была выслана в Новгород. Здесь Шевяков возглавил отдел социалистического строительства новгородского музея, состоял в обществе любителей древностей, изучал монументальную живопись в древних храмах Новгорода и Старой Ладоги.

22 января 1933 был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Обвиняли, среди прочего, и в том, что пытался сохранить церковные реликвии и колокола в Юрьевом монастыре до реставрации старого режима. Приговорён к 10 годам лагерей. Из Печорского лагеря пытался бежать. Переведён на Соловки. Здесь по приговору «тройки» в числе многих других заключённых расстрелян 27 октября 1937 года. Реабилитирован в 1989 году после обращения Новгородского музея-заповедника. Его жена Татьяна Щербатова-Шевякова стала известным реставратором. Умерла спустя 62 года после гибели мужа, в 2000 году.

Координатор проекта «Последний адрес» Марина Бобрик сказала сегодня на митинге, что в судьбе Шевякова больше всего поражает его сопротивление силе, имеющей характер рока – это о попытке бежать из лагеря.

Сегодня на открытии были и родственники. Дочь учёного Вера Борисовна Ковалевская до двух лет жила с родителями в Никитском корпусе, но тех времён уже не помнит. Помнит свидание с отцом в 1935 году в лагере. Она сказала сегодня:

Главной его трагедией было не лишение свободы и даже жизни, а лишение творческой работы, фанатиком которой он был. Он имел огромную энергию и полевой опыт, но остался автором одной брошюры о Нередице, вышедшей в 1931 году.



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.