Итальянец, погибший в ГУЛАГе (Quell’italiano vittima dei gula)

| Lettera | 27 февраля 2021

В рамках движения «Последний адрес» общество Мемориал (Италия) участвует в установке таблички в память погибшего в советском лагере и позднее реабилитированного рабочего Лучано Ломбарди (по прозвищу Аличе Негро)*.

В этом самом доме он жил, боролся, любил, надеялся, мечтал. По этому самому адресу, ставшему для него последним, он жил обычной жизнью до тех пор, пока в 1937 году не был по доносу арестован и не попал в Усольский лагерь сталинского ГУЛАГа, где в 1944 году умер в возрасте 40 лет. История Аличе Негро (псевдоним Лучано Ломбарди, рабочего из провинции Бьелла), который уехал в СССР, движимый идеей построения коммунистического общества, – это история одного из тех итальянцев (общим числом более тысячи), которые, по данным общества Мемориал (Италия), стали жертвами сталинских репрессий. 28 февраля в Москве, на доме, где до ареста жил Ломбарди, в память о нем будет установлена табличка. Историю его жизни исследовали и рассказали сотрудники общества Мемориал (Италия). Это общество является частью международной организации Мемориал, созданной в России в 1980-е годы. Общественно-культурная деятельность общества (исследовательская работа, организация встреч и выставок, семинаров, лекций, собирание документов и исторических свидетельств) охватывает область памяти о нарушениях прав человека в прошлом и защиты этих прав в настоящем, в первую очередь в советский и постсоветский период истории России.

В тесном взаимодействии с Мемориалом родилась инициатива «Последний адрес», которая имеет целью сохранение памяти о жертвах политических репрессий со стороны и во имя советского государства. «Последний адрес» вдохновлен европейским мемориальным проектом «Камни-напоминания» («Stolpersteine»), начатом в 1992 году в Германии в память о жертвах Холокоста [и нацизма] и сейчас действующем в 650 городах 11-ти стран Европы.

В основу проекта «Последний адрес» положен принцип «Одно имя, одна жизнь, один знак». В рамках проекта в память о жертвах репрессий на фасадах домов, которые были последним местом жизни этих людей, устанавливаются памятные таблички единого образца. Каждая такая табличка, размером с почтовую открытку, посвящена одному определенному человеку и связана с одним определенным адресом. Инициатива установки каждой таблички тоже исходит всякий раз от одного определенного человека. Проект предусматривает создание общедоступной базы данных.

В исследовании и проверке данных для текста на табличке сотрудники «Последнего адреса» опираются на базу данных негосударственного некоммерческого общества Мемориал (Москва). В эту базу данных вошли архивные сведения о примерно 3.1 миллиона советских граждан, ставших жертвами политических репрессий, и данные о 12 миллионах человек из десятков книг памяти по разным регионам России.

В этой базе данных доступны сведения и об итальянцах, ставших жертвами ГУЛАГа. Там же можно прочитать и историю «Негро», как именовал себя Ломбарди. Он родился в Толленьо (провинция Бьелла) 6 апреля 1904 года в рабочей семье. В 14 лет он стал типографским рабочим в общественной типографии Бьеллы. Как и отец, он сначала вступил в партию социалистов, а затем, в 1921 году – в Коммунистическую партию Италии (КПИ). После тюрьмы, в которую он попал за участие в митинге, в 1931 году Ломбарди эмигрирует во Францию. В Париже он общается с политическими эмигрантами и работает в типографии. В Италии у него остались родители, младший брат Альдо и сын от первого брака Гульельмо. В ноябре 1931 года он был направлен итальянской компартией в СССР для обучения в Международной ленинской школе Коминтерна. Получив в советском посольстве визу, он отправляется через Финляндию в Ленинград и оттуда в Москву. В 1932 году вступает в ВКП(б) и работает в типографии № 39 (где печатаются на итальянском языке труды Ленина). В том же 1932 году «Негро Аличе» женится на Марии Карш, у них родились две дочери – Атея (г.р. 1934) и Лючия (г.р. 1937). В 1933 году его перевели в типографию № 7 «Искра Революции», где два года спустя он становится заместителем начальника цеха. Ломбарди просит разрешить ему покинуть СССР, но КПИ разрешения не дает. В 1934 году он пробует получить советское гражданство, но и в нем ему отказывают. В 1936-м, согласно базе данных Мемориала, по доносу итальянского сослуживца Ломбарди был исключен из ВКП(б) и уволен с работы. Руководство типографии обвинило его в использовании «капиталистических методов» и в антисоветской пропаганде. В течение еще четырех лет Ломбарди безуспешно пытается восстановиться в партии и найти работу. Не раз он обращается в итальянское посольство в надежде получить паспорт (взамен оставленного в Париже) и вернуться в Италию. Впервые он был арестован в Москве в 1937 году, но вскоре отпущен. В 1938-м новая попытка получить паспорт в посольстве, но вновь отказ. В феврале 1941 года последовал второй арест, по обвинению в пропаганде троцкизма, террористических намерениях и разоблачении методов работы НКВД. 16 сентября 1941 года Ломбарди был осужден на восемь лет заключения и этапирован в Усольский лагерь (Пермский край). В лагере он и умер 27 мая 1944 года. Реабилитирован 28 мая 1957 года решением Генеральной прокуратуры СССР.

База данных Мемориала составляет основу и еще одной инициативы – «Возвращение имен», которая каждый год проходит в Москве: граждане города приходят на Лубянскую площадь, чтобы в память о репрессированных людях прочитать вслух их имена там, где была в советское время штаб-квартира проводивших репрессии органов государственной безопасности (ОГПУ – НКВД – КГБ) и где сейчас располагается ФСБ.

Изготовление и установка табличек «Последнего адреса» финансируется из частных пожертвований граждан, без какого-либо финансового участия со стороны государства. Плата за одну табличку составляет 4000 рублей (примерно 50 евро). Форма и дизайн памятного знака созданы известным российским архитектором Александром Бродским. Речь идет о прямоугольной табличке из нержавеющей стали размером 11 на 19 см. Краткие, самые важные сведения о жертве вручную выбиты на металле – несколько строк печатными буквами, если нужно – на двух языках.

Первые 18 табличек были установлены на девяти московских домах в 2014 году, в Международный день прав человека, который отмечается 10 декабря. К 9 июня 2020 года удалось установить больше 1015 памятных табличек в 56 городах и населенных пунктах России.

Истории итальянцев, которые погибли в ГУЛАГе, стали известны с открытием советских архивов благодаря исследовательской работе Мемориала (Москва) и в особенности благодаря исследованию Фрачески Гори, Эмануэлы Гверчетти и Елены Дундович «Мысли о ГУЛАГе, с приложением документов об итальянцах-жертвах репрессий в СССР» („Reflections on the Gulag: With a documentary appendix on the Italian victims of repression in USSR“, 2003), вошедшему в книгу «Итальянцы в сталинских лагерях» („Italiani nei lager di Stalin“, Firenze: Laterza, 2006).

В работе Ф. Гори, Э. Гверчетти и Е. Дундович говорится, в частности, о том, что в течение 1920-х и начала 1930-х годов к традиционному сообществу итальянских эмигрантов в Керчи, Мариуполе, в Крыму добавилась так называемая политическая эмиграция, состоявшая из коммунистов, анархистов, социалистов и антифашистов в широком смысле этого понятия. Москва сделалась Меккой политических паломничеств: там часто, хотя и на короткое время, оказывались руководители Коммунистической партии Италии среднего и высшего звена, рядовые члены партии, которых посылали работать партийными функционерами и, наконец, молодые кадры, которых направляли учиться в партийных школах. По приблизительным подсчетам, в СССР жило тогда 4000 итальянцев.

В целом между 1919 и 1951 годами около 1020 выходцев из Италии были подвергнуты в СССР той или иной форме репрессий: расстрел, интернирование в лагерь на принудительные работы, тюремное заключение, депортация, поражение в гражданских правах, потеря работы, маргинализация. По меньшей мере 110 человек были расстреляны, 140 осуждены на принудительные работы в лагерях, около 50 сосланы, более 550 крымских итальянцев были в 1942 депортированы в северный Казахстан.

Многие, несмотря на все, что с ними случилось, продолжали верить в идеалы коммунизма. Те, кому удалось вырваться, зачастую возвращались в жизнь общества сломанными, без надежды на лучшее. Другие считали своим долгом обличать тоталитарную систему, в которой они разочаровались, прежде всего, чтобы воздать должное памяти погибших товарищей. На этом пути они наталкивались на множество трудностей, рисковали навлечь на себя новые преследования, подвергались дискриминации и остракизму.


* Согласно архивным документам, в том числе итальянскому свидетельству о рождении, настоящее имя – Аличе Негро, а Лучано Ломбарди – псевдоним, который Негро взял себе по предложению Итальянской компартии.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.