Репрессии против членов Еврейского антифашистского комитета

| Михаил Шейнкер | 07 февраля 2019

«Последний адрес» периодически устанавливает таблички в память о репрессированных членах Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Мы считаем нужным рассказать о деятельности этой организации и ее трагической истории.

Летом 1941 года, вскоре после нападения Германии на СССР, ЦК ВКП(б), а точнее сказать, лично Сталин, решил сформировать несколько общественных организаций - «антифашистских комитетов», задача которых была в основном пропагандистской и формулировалась как «помощь зарубежных стран советскому народу в победе над фашизмом». Непосредственным их создателем был НКВД, формально же они находились в ведении Совинформбюро. К началу 1942 года было организовано пять таких комитетов: Всеславянский комитет (ВК), Антифашистский комитет советских женщин (АКСЖ), Антифашистский комитет советской молодежи (АКСМ), Антифашистский комитет советских ученых (АКСУ) и Еврейский антифашистский комитет (ЕАК). Деятельность некоторых из этих организаций, слегка изменивших названия и ставших чисто декоративными, продолжалась многие десятилетия и закончилась только с распадом СССР: Комитет защиты мира, Комитет советских женщин, Комитет молодежных организаций СССР. Но история Еврейского антифашистского комитета завершилась трагически и стала одним из последних страшных преступлений сталинского режима.

Виктор Альтер и Генрих Эрлих
 

Первоначально роль руководителей ЕАК предполагалось поручить двум видным деятелям левого крыла Бунда: Хенриху Эрлику и Виктору Альтеру. Оба они до начала Второй мировой войны жили и занимались политической работой в Польше, а после раздела Польши между Германией и СССР бежали в советскую зону, где были немедленно арестованы и приговорены к смертной казни. Позже смертный приговор был заменен лагерным сроком, а затем им предложили стать во главе создаваемого ЕАК. Но вскоре Сталин передумал, и уже после начала войны СССР с Германией, в конце 1941 года, их снова арестовали. Хенрих Эрлих покончил с собой в тюрьме, Виктор Альтер был расстрелян в 1943 году.

7 апреля 1942 года в советской печати было опубликовано сообщение об учреждении ЕАК и его воззвание к «евреям во всем мире» за 47 подписями. Председателем ЕАК был назначен знаменитый актер и режиссер, руководитель Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) Соломон Михоэлс.

Члены ЕАК. Слева направо: поэт Ицик Фефер, врач Б. А. Шимелиович,
актёр Соломон Михоэлс, журналист из США Бенцион Гольдберг,
физиолог Лина Штерн, генерал Арон Кац и поэт Перец Маркиш

В состав ЕАК вошли заместитель руководителя Совинформбюро С.А. Лозовский, главный редактор Совинформбюро М.М. Бородин, профсоюзный деятель С.Л. Брегман, литераторы И.Г. Эренбург, Д.Р. Бергельсон, С.Я. Маршак, П.Д. Маркиш, Л.М. Квитко, И.С.Фефер, С.З. Галкин, руководитель Камерного театра А.Я Таиров, кинорежиссер С.М. Эйзенштейн, ведущий актер ГОСЕТ В.Л. Зускин, военные Я.Г. Крейзер, А.Д. Кац, И.И. Фисанович, академики А.Н. Фрумкин, П.Л. Капица, Л.С. Штерн, Я.О. Парнас и другие известные представители науки и культуры.

Деятельность комитета началась еще до его формального учреждения: 24 августа 1941 года состоялся митинг «представителей еврейского народа», на котором Илья Эренбург, Соломон Михоэлс, Давид Бергельсон, Петр Капица (единственный не еврей, участвовавший в митинге и затем работе ЕАК) призвали «братьев-евреев во всем мире» прийти на помощь Советскому Союзу. Этот призыв был услышан. В США был создан Еврейский совет по оказанию помощи России в войне, который возглавил Альберт Эйнштейн. В Палестине был учрежден общественный комитет по оказанию помощи СССР в его борьбе против фашизма, впоследствии известный как «Лига Ви» (Лига Победы).

Ицик Фефер (слева) и Соломон Михоэлс (справа)
с актёром Эдди Кантором в Голливуде, 1943 год

Таких воззваний от лица ЕАК прозвучало немало, и все они находили отклик внутри страны и за рубежом, выражавшийся в очень существенной материальной и технической помощи воюющей стране.

В 1943 году Михоэлс в сопровождении Ицика Фефера были отправлены в пропагандистскую поездку и семь месяцев провели в США, Канаде. Мексике и Англии, агитируя власти и жителей этих стран помогать Советскому Союзу.

Акции ЕАК позволили собрать в помощь СССР десятки миллионов долларов, огромное количество военного, технического, санитарного оборудования, продовольствия и одежды. Деятельность комитета способствовала открытию «второго фронта», общественной и политической поддержке СССР в его борьбе с нацистской Германией.

Но как только закончилась война и работа Комитета перестала быть одним из условий победы, отношение власти к ЕАК резко изменилось. Известность и влияние Михоэлса и его коллег раздражали Сталина. Начатая комитетом работа по документированию преступлений нацистов против еврейского народа противоречила советским идеологическим установкам, избегавшим упоминаний о еврейском геноциде на территории СССР. Неудовольствие власти вызывало и то, что ЕАК, созданный как орган внешней пропаганды, после войны попытался защищать интересы еврейского населения внутри страны, снова поднимать вопрос о создании национальной автономии на юге страны, в Крыму, взамен неудавшейся попытки создания ее на Дальнем Востоке, в Биробиджане. Безусловно, связано с судьбой ЕАК и резкое изменение политического отношения к только что созданному с одобрения Сталина Израилю. Однако эти процессы можно считать скорее параллельными, поскольку в течение некоторого времени подготовка антисемитской кампании внутри страны была прямо противопоставлена поддержке процесса создания самостоятельного еврейского государства.

Сталинское государство, не знавшее иного, кроме убийства, способа разрешения идеологических противоречий, и здесь не изменило своим традициям. 12 января 1948 года в Минске по личному приказу Сталина был злодейски убит председатель ЕАК Соломон Михоэлс. За этим убийством последовала расправа с другими членами комитета. 20 ноября 1948 года ЕАК был формально распущен. В декабре 1948 года были задержаны секретарь ЕАК Ицик Фефер и директор ГОСЕТа Вениамин Зускин. В начале 1949 года были арестованы почти все члены президиума ЕАК и еще несколько десятков людей, входивших в состав комитета, работавших в нем или с ним связанных. Эти аресты, как и убийство Михоэлса, стали прямым следствием негласной политики государственного антисемитизма, замаскированного невнятной формулой «борьбы с безродным космополитизмом». Следователи с разрешения высшего руководства и самого Сталина применяли к арестованным самые жестокие средства психологического и физического воздействия, в результате академик Яков Парнас умер в тюрьме в день ареста, поэт Самуил Галкин с инфарктом был помещен в тюремную больницу, и это спасло его от расстрела, в больнице после пыток оказался заместитель министра госконтроля РСФСР Соломон Брегман (он умер в начале 1953 года), скончались в тюрьме от избиений Михаил Бородин и глава исторической секции ЕАК Захар Гринберг.

После нескольких лет мучительного следствия 8 мая 1952 года начался судебный процесс по делу ЕАК. По этому делу в качестве обвиняемых проходили 15 человек: бывший начальник Совинформбюро, после смерти Михоэлса председатель ЕАК Соломон Лозовский поэт, секретарь ЕАК Исаак Фефер, заместитель министра Госконтроля РСФСР Соломон Брегман, сотрудник Совинформбюро Иосиф Юзефович, главный врач Центральной клинической больницы им. Боткина Борис Шимелиович, члены ЕАК детский поэт Лев Квитко, писатель Перец Маркиш, писатель Давид Бергельсон, поэт Давид Гофштейн, актер и режиссер, художественный руководитель Московского Государственного еврейского театра (после смерти Михоэлса) Вениамин Зускин, академик АН СССР и АМН СССР Лина Штерн, сотрудники ЕАК журналист и переводчик Совинформбюро Леон Тальми, редактор и преводчик Илья Ватенберг, редактор международного отдела Совинформбюро Эмилия Теумин, переводчик ЕАК Чайка Ватенберг-Островская. Всего по делу ЕАК было репрессировано более ста человек, а двадцать три из них – расстреляны.

   

Все они на допросах отвергали выдвигаемые против них обвинения в шпионаже, измене родине, националистической и антисоветской деятельности, но под чудовищным давлением следователей многие позже частично или полностью вину признали. Тем не менее, задуманному властью сценарию полного разоблачения еврейских «шпионов, изменников и националистов» результаты следствия никак не соответствовали. Поэтому открытый процесс власти провести не решились, и суд проходил в закрытом режиме. Судили членов ЕАК в доме московского градоначальника Ф.В Ростопчина на Большой Лубянке, где в это время размещался клуб Министерства госбезопасности. На суде в качестве публики присутствовали младшие и старшие чины МГБ и милиции. Во время суда обвиняемые отказались от признательных показаний, данных ими во время следствия, поэтому суд, ради соблюдения хоть какой-то видимости законности, длился несколько месяцев. 

Но судьба обвиняемых была предрешена, и 18 июля все они, кроме Брегмана, во время суда помещенного в больницу и позже там умершего, и Штерн, получившей три с половиной года лагерей, были приговорены к расстрелу. Прошение о помиловании было отклонено, и 12 августа 1952 года приговор был приведен в исполнение. Всего по делу ЕАК было репрессировано более ста человек, 23 из них были расстреляны.

Вслед за судом по делу ЕАК Сталин планировал еще один процесс. В начале 1953 года было объявлено об аресте многих крупных деятелей советской медицины, в основном, евреев, и это стало началом дела «врачей-вредителей». Суд над ними предполагалось провести открыто и широковещательно. И только смерть Сталина остановила подготовку к этому процессу, который по замыслу его организаторов должен был спровоцировать стихийную волну антисемитизма и стать катастрофой для советских евреев.


======

Фотографии взяты из Википедии и с сайта Бессмертный барак

Мемориальная доска на доме, где работал Еврейский антифашистский комитет

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.