Сюда приносят живые цветы в память об убитых

| МЕТРО | Дмитрий Роговицкий | 22 ноября 2022

Его называют младшим братом легендарного Дома на набережной. Это тоже яркий образец конструктивизма, и судьба многих его квартирантов тоже была печальной. Дом 67/69 по Новослободской улице – новый герой рубрики «Живут же люди», в которой мы рассказываем о московских зданиях незаурядной судьбы и их обитателях.

Дом расположен в районе Тверской, его легко узнать по башенке с закруглёнными балконами

Архитектура

Почти в самом конце Новослободской, недалеко от Третьего транспортного кольца, высится шестиэтажное Е-образное здание. Оно было построено в 1932–1935 годах. На его фасаде, лишённом какого-либо декора, выделяются лифтовые шахты (их добавили гораздо позже, раньше это пространство занимали огромные окна, через которые освещались лестничные клетки) и продолговатые горизонтали балконов.

На пересечении с Угловым переулком дом продолжен свое-образной башенкой, в которой 8 этажей. Её назначение первоначально было очень необычным. «Проектировщики, архитекторы Госздравпроекта С. В. Князев и М. С. Жиров, задумали интересный приём – использовать плоскую крышу как место для отдыха, а выделенную лёгкой колоннадой верхнюю часть угловой «башни» превратить в солярий, – пишет известный москвовед Алексей Рогачёв в монографии «Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления». – Правда, почему-то подняться на крышу можно было только по одной лестнице из имеющихся одиннадцати. Вдобавок крыша под солярием протекла уже через два года, и вообще лазить на крышу для отдыха жильцы не спешили».

В конце концов архитекторов попросили ликвидировать солярий, превратив его в обычную квартиру, подобную тем, что располагались ниже. Также высказывалось пожелание о переделке аскетичного фасада.

«Первая просьба была быстро выполнена, а вот на реализацию второй средств, очевидно, не нашлось, – отмечает Рогачёв. – Это и понятно – квартира как-никак приносит доход, а от украшения фасада экономической отдачи, пожалуй, не дождёшься».

В подъездах сохранились аутентичные двери 30-х годов, а на полу – нумерация этажей. «Эти цифры выложили в помощь нетрезвым гражданам, которые не в состоянии вспомнить, где их квартира», – шутят жители дома

Удобства и недостатки

В 11 подъездах, четыре из которых размещались в основном, выходящем на улицу корпусе, обустроили 168 квартир.

– Тут никогда не было коммуналок, – рассказывает нам художник Ирина Драгунская, дочь писателя Дениса Драгунского, которая много лет живёт в этом доме. – А вот сами квартиры не отличались изысками – обычные однушки, двушки и трёшки. Кухни и вовсе крохотные, четырёхметровые, похожие на купе поезда. Вы туда заходите и буквально через метр 20 упираетесь в окно. Дальше идёт поворот вбок эдаким рукавом. Вот такая нелепость.Тогда предполагалось, что никто не будет готовить еду на кухне, – для этого существовала столовая на первом этаже, как в домах-коммунах. Санузлы в квартирах, расположенных в торце дома, тоже очень необычные, они треугольной формы. В одном из углов установлен унитаз, это дико неудобно.

Во дворе дома всегда пахло хлебом – там находился хлебозавод № 2, работавший аж с 1925 года. В начале 2000-х здание реконструировали, ларёчек со свежей продукцией завода снесли. Теперь на этой территории деловой центр «Бейкер плаза».

Офисами заняты и цокольные помещения дома. А в одном из них пять лет назад открылся хостел. Его легко определить по объектам ЖЭК-арта, выставленным у входа.

– Эти постояльцы уже замучили весь двор, – жалуется Ирина. – Сушат бельё где попало, курят, гомонят под окнами – акустика тут что надо! Но закрыть хостел нельзя, ведь у него есть отдельный вход. 

«Несмотря на историю, у дома хорошая энергетика. Здесь нет никакой зловещей атмосферы». ИРИНА ДРАГУНСКАЯ

Старенькая «шестёрка» добавляет дому колорита былой эпохи
Тот самый хостел с объектами жилищно-коммунального искусства

Местные жители

Заказчиком дома был кооператив «Зерно». Неудивительно, что жильё здесь выдавали сотрудникам Наркомата земледелия СССР, Наркомата сельского хозяйства РСФСР, Наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР. О троих из них напоминают небольшие металлические таблички на главном фасаде. Это Афанасий Прохорович Кухтин, Михаил Васильевич Чесунов и Михаил Тимофеевич Румянцев.

Табличка в память о Михаиле Чесунове. Его приговорили к расстрелу за «участие в контрреволюционной диверсионно-вредительской организации». Приговор был приведён в исполнение в тот же день

– Все они были расстреляны в годы Большого террора, – объясняет Оксана Матиевская, волонтёр проекта «Последний адрес». – Их родные тоже пострадали. Жён Кухтина и Румянцева выслали из Москвы вместе с детьми, а жена Чесунова провела несколько лет в лагерях как ЧСИР – член семьи изменника Родины. В 1950-е все трое были реабилитированы за отсутствием состава преступления, но родственники получили фальшивые справки о причине смерти. Это была известная практика – в ответ на запрос придумывали любой диагноз: менингит, паралич сердца, заворот кишок... Писали всё, на что хватало фантазии. Таким образом государство снимало с себя ответственность за убийства. Правду люди узнавали лишь в архивах, когда их открыли. Нам известно по крайней мере о 19 жителях этого дома, которым вынесли смертные приговоры. Но число может оказаться и бо́льшим, ведь помимо расстрелянных были те, кто попадал в лагеря и погибал там.

К слову, все в доме поддержали установку табличек (необходимо было одобрение каждого собственника).

– Под ними регулярно появляются живые цветы, – говорит Ирина Драгунская. – У репрессированных нет могил, они были расстреляны на полигонах. Родственникам совершенно некуда прийти. Хотя бы здесь они могут почтить память убиты


* Все фото - ВАСИЛИЙ КУЗЬМИЧЁНОК


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.