Вспомнить отца Киприана

| Крестьянин | Анна Колобова | 21 марта 2017

В Ростове появилась табличка мемориального проекта «Последний адрес».

Госпитального священника, служившего в храме Св. архангела Михаила на территории Николаевской городской больницы, Куприяна Матвеевича Думу чекисты арестовали по ложному доносу 13 июля 1921 года. Через три месяца его расстреляли – без суда и следствия. И лишь через 77 лет реабилитировали. 

Теперь на стене дома № 76 по улице Тургеневской, откуда увели Куприяна Матвеевича, появилась простая табличка с фамилией и датами. Как и на всех остальных табличках «Последнего адреса», буквы на ней выбиты вручную. Это соответствует девизу проекта: «Одно имя, одна жизнь, один знак». 

– В России довольно много памятников жертвам политических репрессий, но, как правило, они не несут никаких сведений об именах погибших и находятся далеко от людских глаз – там, где были сталинские лагеря, – говорит российский историк, член правления фонда «Последний адрес» Никита Соколов. – А мы хотим, чтобы люди понимали, что все эти страшные вещи происходили там, где мы сейчас живём – пьём пиво, гуляем и смеёмся. Хотим назвать жертв террора поимённо: ведь целью режима было уничтожение не только самих людей, но и памяти о них.

Четыре года назад московский журналист Сергей Пархоменко объявил о создании проекта «Последний адрес», цель которого – увековечить имена жертв политических репрессий. Заявку на установку памятной таблички может подать любой человек.

– Мы думали, что к нам будут обращаться потомки репрессированных. Но больше половины заявителей – не родственники погибших. 

Инициатор установки таблички в память Куприяна Думы (отца Киприана) – ростовчанин Григорий Трофимов – также не имеет с ним родственных связей. Но два его двоюродных прадеда были расстреляны вместе со священником. Всего же по делу об участии в подпольной контрреволюционной организации «Армия спасения России» (так называемому «делу Ухтомского») проходили 257 человек. 58 из них, в том числе и отец Киприан, были расстреляны по приговору чрезвычайной тройки ВЧК Юго-Востока. Даже из материалов дела следует, что никаких доказательств вины Куприяна Думы не существовало.

Куприяну Думе было 49 лет. У него остались жена и пятеро детей в возрасте от 3 до 16 лет. Одного из них, четырнадцатилетнего подростка, арестовали вслед за отцом: Куприян Матвеевич послал сына предупредить об опасности свою помощницу, и мальчик попал в засаду, организованную в её квартире. К счастью, позднее его всё же отпустили.

Ростов-на-Дону стал тридцатым городом России, где установлена табличка «Последнего адреса». Проект столкнулся в нашем регионе с сильным противодействием. Так, два года назад в Таганроге табличка «Последнего адреса», посвящённая таганрожцу Михаилу Бондаренко, провисела всего несколько дней. Кто снял её – ночью, тайком – неизвестно до сих пор. Но городские власти затеяли длинное выяснение: а законно ли вообще вешать такие таблички? 

– Дело дошло до городского референдума – и это очень хорошо, – говорит Никита Соколов. – Люди высказались за, а таганрогские юристы подготовили документы, доказывающие, что установка табличек на домах абсолютно законна и требует только согласия жильцов, но не согласования с властями.

Тем не менее, как сообщил нам депутат ЗС РО таганрожец Олег Кобяков, табличку в Таганроге до сих пор не вернули на место. А в Южный федеральный университет, где проходила презентация проекта «Последний адрес», уже пришло письмо из управления культуры города Ростова-на-Дону с требованием согласовать установку таблички с соответствующими комитетами. В противном случае, заявляет городское культурное начальство, акция будет считаться незаконной. 

– Наша деятельность полностью соответствует «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий». Это подтвердила на своём заседании соответствующая правительственная комиссия, попросив местные власти не беспокоиться на сей счёт, – говорит Никита Соколов. 

Интересно, знают ли в управлении культуры г. Ростова-на-Дону, что их активность направлена против решения Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий?


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.