В Перми появились первые таблички на домах расстрелянных горожан

| ТЕКСТ | Анастасия Костина | 10 августа 2015
Сегодня в Перми на четырех домах установили первые таблички проекта «Последний адрес». Это – памятные знаки о тех, кто был репрессирован в советское время, больше всего – в годы Большого террора 1937-1938 годов. В прошлом году такие таблички начали устанавливать по всей России. В Перми это первые метки домов, откуда увели на расстрел ни в чем не виновных людей. 

Каждая металлическая табличка на фасаде дома размером 11 на 19 см. На ней – имя человека, которого увели из этого дома навсегда. Он или умер в концлагерях, или его расстреляли. Все люди, которым посвящены эти памятные знаки, впоследствии были реабилитированы.

Один из инициаторов проекта – издатель, блоггер, правозащитник и журналист Сергей Пархоменко. Финансируется проект за счет добровольных пожертвований всех желающих. Кроме того, любой человек может стать инициатором установки таблички, оплатив ее (стоимость создания и установки – около 4 тыс. руб). 

Фото Дмитрия Окунцева 

Сегодня в Перми организаторы акции установили 4 таблички:

— на ул. Адмирала Ушакова, 26, табличка памяти Владимира Георгиевича Бушуева. 32-летний пермяк работал на судозаводе. По доносу одного из коллег он был арестован и обвинен «тройкой» в антисоветской деятельности.

Фото Дмитрия Окунцева 

— на ул. Пермская, 7, торговый центр «Разгуляй», табличка памяти Ивана Ивановича Гиршфельда. «Простой тихий слесарь-сварщик, в 37 году его забрали и через месяц расстреляли», – рассказывают в «Мемориале». Его репрессировали из-за «неправильной» национальности: как и еще 40 поляков его обвинили в шпионаже и работе на польскую разведку. Ему было 35 лет. 

— на ул. Пушкина, 21, табличка памяти Виктора Павловича Андреевского. Сотрудник пермского госпиталя был обвинен в антисоветской агитации, арестован в 1940 году, и через 4 года умер от туберкулеза легких и крайней дистрофии.

— на ул. Пушкина, 15, табличка памяти Георгия Васильевича Хрипунова. Ему было 39 лет, когда его расстреляли. «По сути, если смотреть материалы архивно-следственного дела, то его репрессировали за то, что он… переписывался с родственниками, которые жили за границей», – рассказывают специалисты общества «Мемориал». Перед арестом Георгий Хрипунов работал на строительстве КамГЭС в должности ответственного исполнителя по учету личного состава. 
Фото Дмитрия Окунцева 

Еще один знак появится завтра в селе Купрос (Юсьвинский район) в память о Валентине Васильевиче Старцеве. Это был обычный крестьянин. Его обвинили том, что он готовил взрыв железнодорожного моста в Кудымкаре, и расстреляли. «Поразительно то, что никакой железной дороги в Кудымкаре не было и нет. Соответственно, нет и железнодорожного моста», – говорит председатель пермского «Мемориала» Роберт Латыпов. 

По данным сайта «Последний адрес», сейчас в Перми зарегистрированы еще 2 заявки на установку табличек. Из всех городов России пока больше всего и установленных знаков, и заявок в Москве – около 500. Организаторы акции хотят установить тысячи таких знаков по всей стране. Надо сказать, что еще никогда ни на одной мемориальной доске не было слова «расстрелян».   

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.