В Калужской области установили первую мемориальную табличку «Последний адрес»

| ВЕСТЬ | Елена Степина | 12 ноября 2015


Она появилась 11 ноября в Малоярославце. Цель – увековечить память жертв политических репрессий. Руководитель проекта, журналист Сергей Пархоменко, лично занимается установкой мемориальных знаков на фасадах домов – последних прижизненных адресов несправедливо репрессированных, но впоследствии реабилитированных людей.

– «Одно имя, одна жизнь, один знак» – это основополагающий принцип проекта, – рассказывает Сергей Пархоменко. – Человеческая жизнь имеет значение. Мы довольно часто смотрим на историю с каких-то общеполитических позиций. Фигурируют какие-то огромные цифры, какая-то статистика, какие-то тенденции…. А человеческая жизнь за этим теряется. И люди перестают понимать, что речь идет просто о людях – обычных гражданах. А ведь их миллионы…

Информационный знак «Последнего адреса» создан по проекту известного российского архитектора Александра Бродского. На пластине из нержавеющей стали размером с почтовую открытку «рубленым» шрифтом записаны основные сведения о жертве репрессий, а пустое окошко символизирует утрату, которую уже ничем не заполнить…

Дом №10 на улице Пролетарской в Малоярославце стал последним адресом адвоката Василия Васильевича Орлова. Он родился в 1883 году в Калужской губернии в семье сельского православного священника. Окончил духовное училище, затем – Калужскую духовную семинарию. Мечтая о светском высшем образовании, Василий Орлов в 1903 году поступил на юридический факультет университета в Томске, позже перевелся в Московский университет на юридический факультет, который окончил в 1908 году.

В течение девяти лет Василий занимался юридической практикой, продвинувшись в карьере от кандидата на судебные должности до товарища (т.е. заместителя) прокурора окружного суда. В октябре 1917 года Орлов занимал должность председателя комиссии по разбору полицейских железнодорожных архивов Сызранско-Вяземской железной дороги, а в январе 1918 года  был назначен главным комиссаром милиции этой ветки железной дороги. Но по состоянию здоровья он был вынужден оставить должность и в конце 1920 года был назначен консультантом при Бюро юстиции в город Мосальск. С июля 1922 года и до первого ареста в 1929 году Орлов работает членом Коллегии защитников при Мосальском народном суде.

Первый раз при Советской власти Василий Орлов был арестован в октябре 1929 года и осужден на 5 лет лагерей по коллективному делу, известному ныне под названием «Дело Епископа Стефана (В.И. Виноградова) и других, Мосальск, 1930». Все 38 человек, в большинстве своем мало знакомые друг с другом, обвинялись в организации контрреволюционного подполья в Мосальском уезде. Василий Орлов попал в лагерь под Смоленском, откуда был освобожден досрочно по состоянию здоровья. Поселился в Малоярославце, где занялся адвокатской практикой и работой юрисконсульта в советских учреждениях.

В октябре 1937 года Орлов был арестован во второй раз по стандартным для того времени обвинениям: антисоветские разговоры, контрреволюционная агитация. Через 10 дней после ареста – приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Но по состоянию здоровья он был малопригоден к лагерным работам. После 4 месяцев пребывания в Бутырской тюрьме ему вынесли новый приговор. На этот раз – расстрел. 26 февраля 1938 года, через 5 дней после вынесения приговора он был расстрелян.

А в 1957 году Василий Васильевич Орлов был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Деревянному срубу на Пролетарской примерно 120 лет, но время его пощадило. Война с пожарами и бомбежками его не задела, даже промышленное домостроение 1960-х не стерло его с лица Земли, хотя пятиэтажки подступили совсем близко. Дом теперь разделён на двух хозяев, в одной половине даже сохранились остатки деревянных кружев на окнах.

А память о бывшем владельце хранит внучатая племянница Василия Орлова Александра Беккаревич, которая и стала инициатором установки памятного знака по этому адресу.

– Я провела все свое детство в этом городе, окончила среднюю школу № 2, – поделилась Александра Олеговна. –  Бывало, проходила мимо этого дома и не подозревала, что он стал последним адресом моего несчастного двоюродного дедушки Василия Васильевича Орлова. В архивных материалах я узнала, что он держался достойно и честно прошёл свой смертный путь до конца.

Надо отметить, что основным источником сведений, используемых при поиске и сверке информации, указанной на мемориальных знаках, является база данных Общества «Мемориал», в которой из региональных книг памяти собрана архивная информация о почти трёх миллионах граждан СССР, подвергшихся политическим репрессиям.

Таких табличек установлено уже более ста – на стенах домов в Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Перми, Твери, в сёлах Коми-Пермяцого округа и Нижегородской области. Еще 30 планируют установить до конца этого года. А в целом на данный момент проект «Последний адрес» собрал почти 1000 заявок на создание мемориальных знаков в десятках городов и сел России, а также за ее пределами.


Все фото автора.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.