Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, 38
На карте На карте

| 08 ноября 2015
Дом №38 по улице Рубинштейна был построен Николаем Басиным в 1879-1880 годах в неорусском стиле, столь любимом архитектором. Кроме соответствующих орнаментальных наполнений, на доме существуют фирменные вставки-панно с изображением едва узнаваемого петуха. Причудливо изгибающийся, ставший фантастической птицей, этот петух дал именование соответствующему стилю в архитектуре и прикладном искусстве – «петушиный стиль».

В этом доме жил композитор Антон Рубинштейн, в честь которого и названа вся улица. Здесь же проживал и Валентин Фридрихович Миллер, хранитель французской, английской, немецкой живописи в Эрмитаже. Какое-то время он руководил Картинной галереей музея. Будучи в то время крупнейшим специалистом в СССР по западноевропейскому искусству XVIII-XIX веков, Валентин Фридрихович составлял каталоги, писал книги, статьи в БСЭ про Ватто, Буше, Курбе, Латура, Менцеля, Прудона, Лейбла, Лиотара и др. Валентин Фридрихович работал и профессором в Институте истории искусств, читал лекции.

Когда в 1929 году в Эрмитаже начались зарубежные распродажи и перемещения части фондов в Москву и другие музеи, Валентин Фридрихович вошел в эрмитажную комиссию. Именно эта его работа, по воспоминаниям жены Нины Александровны Лившиц, и послужила причиной ареста, произошедшего 26 октября 1937 года.
По семейным преданиям, Валентин Миллер, отозвавшийся на предупреждение директора Эрмитажа И. А. Орбели о возможной продаже картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», распорядился снять картину и унести ее в запасники, снабдив ее ложной этикеткой. Это и спровоцировало арест.
Эрмитажные сотрудники, в том числе хранитель отделения оружия Эрмитажа Михаил Косинский, называют иную причину задержания Валентина Фридриховича – донос. Донос был написан И. И. Иоффе, который проник в кабинет Миллера, копался в его бумагах, затем публично выступил с лекцией «О народности и реализме в фашистском искусстве», где оклеветал Валентина Фридриховича, приписав ему слова: «фашисты – это злой народ, но вообще они понимают искусство». И. И. Иоффе, осуществлявший идеологический контроль и работы по марксистко-ленинскому воспитания кадров, был в Эрмитаже не любим и расценивал Миллера как своего главного оппонента. Сразу после ареста Валентина Фридриховича 29 октября 1937 года Иоффе был уволен.
Дочь Валентина Миллера, Ольга Валентиновна, ознакомившись лишь с частью уголовного дела отца, доноса в документах не обнаружила. В основе предъявленных Миллеру обвинений в шпионаже в пользу Эстонии был такой факт: Миллер видел, как из здания, где располагалось эстонское консульство и где этажом ниже жила семья Миллеров, выходил человек, севший в какую-то черную машину. Миллер в контакт с этим человеком не вступал, но по этому «факту» он был расстрелян 18 января 1938 года за шпионаж. Подпись под протоколом признания в шпионской деятельности дочь не узнала: «Как будто кто-то водил его рукой».

За реабилитацию Валентина Фридриховича Миллера, которая произошла в 1957 году, выступали и ведущие эрмитажные сотрудники. Была выдана справка «Реабилитирован за отсутствием состава преступления».

8 ноября 2015 года дочь В.Ф. Миллера прикрепила табличку «Последнего адреса» на дом, откуда увели ее отца.

Фото: Ольга Субботина и Александр Борисов
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одном  репрессированном, проживавшем в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака этому человеку, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.