Дом, в котором жила семья Тукалло, в 1990 году сгорел, и сейчас на его месте – пустырь.
Памятный знак Александру Мечиславовичу Тукалло было решено установить на соседнем доме по адресу: улица Ленина, 21 (объект культурного наследия регионального значения).
Заявку на установку таблички подала двоюродная внучка Александра Мечиславовича, Алина Тукалло.
Александр Мечиславович Тукалло родился в 1900 году в Гороховце в семье земского врача, заведующего Фоминской больницей. Семья была из старинного польского дворянского рода, владевшего в Великом княжестве Литовском большими земельными угодьями. После третьего раздела Польши практически все владения Тукалло оказались на территории России, в основном в Минской губернии.
Мечислав Иванович (так его звали на русский лад) был не только земским врачом, но и председателем местного отделения партии кадетов, уважаемым в городе человеком. Семья, в которой росло два мальчика, Мечислав и Александр, жила в доме с фруктовым садом, купленном Тукалло в 1912 году у местного предводителя дворянства Булыгина. Жена Мечислава Ивановича, Евгения Юлиановна, урожденная Тоболевич, прекрасно играла на рояле и любила устраивать в доме приемы, на которые собиралась вся местная аристократия.
До 1914 года Александр жил с родителями. Затем он поступил во Владимирскую гимназию, которую окончил в 1917 году. Тогда же он вернулся в родной Гороховец, в родительский дом. В октябре 1917 года глава семейства был избран кандидатом в депутаты Учредительного собрания от Владимирской губернии. В 1922 году он, пытаясь вылечить от сыпного тифа мальчика, заразился от него и вскоре скончался. В городе был объявлен трехдневный траур, хоронить Тукалло-старшего пришел весь город.
Мечислав и Александр, несмотря на полученное классическое образование со знанием нескольких иностранных языков, работали оба в разных местах по найму, в основном на простых должностях.
17 сентября 1930 года можно считать черным днем в семье Тукалло: в этот день арестовали обоих братьев, обвинив в активном участии в «офицерско-белогвардейской контрреволюционной организации», якобы действовавшей на территории Ивановской Промышленной области. В обвинительном заключении, в частности, говорится, что «Тукалло глубоко враждебно настроены по отношению к соввласти. В их разговорах всегда сквозит вражда, ненависть ко всему окружающему». По версии следствия, в доме у братьев происходили «сборища», во время которых они «принимали участие в спаивании военнослужащих и выпытывании военных тайн», «занимались сбором шпионских сведений».
По этому делу был арестован и осужден 61 человек. Александр и Мечислав Тукалло были сосланы на пять лет в лагеря. Мечислав отбывал срок в Белбалтлаге, Александр был направлен, по некоторым сведениям, сначала в Соловецкие лагеря, а через два года, в 1932-м, в Ухт-Печорские лагеря.
В июне 1934 года оба брата освободились и вернулись домой, в Гороховец. К тому моменту матери уже не было в живых: она, не дождавшись детей из ссылки, скончалась в 1933 году. Дом, в котором было прожито столько счастливых дней, отобрали еще в 1930-м, поэтому братья поселились у знакомых. Но на свободе они прожили недолго: 1 марта 1935 года обоих вновь арестовали. Их обвинили в том, что, вернувшись из лагерей, они продолжали «антисоветскую пропаганду»: «С декабря 1934 года и до последнего времени в кругу близко знакомых и в одиночных беседах высказывали контрреволюционные настроения, распространяли контрреволюционные провокационные слухи по убийству т. Кирова».
13 июня 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР оба брата были вновь приговорены к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Мечислав отбывал срок в Ухтижимлаге, Александр – в Дальлаге.
В марте 1939 года Мечислав был освобожден – «по зачету рабочих дней» - и остался работать на ремонтно-механическом заводе Севжелдорлага Коми АССР.
Александру же не суждено было ни освободиться, ни вернуться домой: 22 сентября 1937 года он был приговорен тройкой при УНКВД по Дальстрою к расстрелу по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Приговор был приведен в исполнение 17 ноября 1937 года. Ему было 37 лет.
Мечислав Мечиславович Тукалло и Александр Мечиславович Тукалло были полностью реабилитированы по делам 1930 и 1935 годов в 1959 году, Александр Мечиславович был также реабилитирован и по делу 1937 года – в 1994 году.
Алина Тукалло написала о своем двоюродном деде эссе, которое можно прочитать по ссылке.
Архивные фотографии и документы следственного дела
Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео