Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 29
На карте На карте

| 01 марта 2020

Большой дом между набережной реки Фонтанки, Невским проспектом и Караванной улицей был построен в 1806 году и значительно перестроен в 1878 году – из трехэтажного его сделали пятиэтажным. С 1820-х годов здесь располагалась старейшая аптека Петербурга. С 1934 года по наши дни в этом доме работает магазин «Книжная лавка писателя». Здесь, в квартире № 34 жил со своей женой Константин Владимирович Отоцкий.


Константин Владимирович Отоцкий родился в октябре 1881 года в городе Тавастгуст в Финляндии. Его отец – отставной полковник Владислав Константинович Отоцкий, служил в Прибалтике и Финляндии. В семье Владислава Отоцкого было пятеро детей, и все они носили отчество «Владимирович/Владимировна» – ввиду перехода в православие из католичества. Происходил отец из старинного польского рода Отоцких-Доленга, представители которого активно участвовали в политической жизни Польши. Мать Константина Владимировича звали Анна Егоровна (урожденная Оленская).

Константин окончил Псковский кадетский корпус, Александровское военное училище и курс Николаевского инженерного училища. С 1902 по 1918 годы он служил в Царской армии, затем, с 1918 по 1925 – в Красной Армии. По окончании службы Отоцкий –на гражданской службе. Свою служебную биографию он в деталях описывает на первом допросе 9 сентября 1937 года (через два дня после ареста):

«После окончания Александровского военного училища в 1902 году был назначен во 2-й Восточно-Сибирский саперный батальон в чине мл. офицера в г. Таладжоо (Манчжурия). С этого же батальона в 1904 году переведен в сформированный из этого же батальона Восточно-Сибирский понтонный батальон на должность младшего офицера, после был произведен в командира роты. Пробыл в нем до 1907 года. В 1907 году был переведен в 4-й понтонный батальон по должности младшего офицера в г. Киев. Вместе с 4-м понтонным батальоном находился с 1914 по 1916 годы на Юго-Западном фронте. В этом же батальоне был произведен в помощники командира батальона. С 1916 по 1917 год временно командовал запасным саперным батальоном в г. Киеве. В этом же году был назначен корпусным инженером на Западный фронт в 38-й армейский корпус, где пробыл до 1918 года. После, когда расформировался корпус, я был назначен начальником инженеров Западной группы отряда Мясникова.

В 1918 году после подписания Брестского мира и расформирования отряда я уехал к своей семье в гор. Киев. До прихода большевиков в Киев, во время Гетманщины служил рабочим на Перекселиновом складе на Лысой горе. Работал на складе до прихода Петлюры. С приходом атамана Петлюры в гор. Киев я поступил счетоводом в Управление по ликвидации имущества земств и городов, где работал до прихода большевиков. При приходе в Киев большевиков я явился к комиссару и был назначен начальником Киевского военного окружного управления, в должности которого работал до 1919 года, то есть до занятия Киева генералом Деникиным. Во время ухода большевиков из Киева и прихода Деникина я, с разрешения комиссара, ввиду болезни моей жены, остался в Киеве. С приходом Деникина был арестован и препровожден в гор. Ростов-на-Дону, где меня судили и после суда направили рядовым на Курский фронт в Курск. По дороге в Курск, пользуясь разрухой, я сбежал и вернулся в Киев, где поступил в Управление по постройке узкоколейной железной дороги Киев-Дымер в качестве инженера. Проработал месяц. Ввиду наступления Красной Армии Управление по постройке узкоколейной железной дороги из Киева было перенесено в Одессу, вместе с которым выехал и я. Приехав в Одессу, т.к. меня там совершенно никто не знал и пользуясь беспорядками, я скрылся. Скрывался до прихода в Одессу большевиков. С приходом большевиков я сразу явился в военкомат. Меня назначили начальником инженеров Одесского Укрепрайона. В указанной должности прослужил до конца 1922 г. В этом же году был назначен Помощником начальника инженеров в Кавказскую Краснознаменную Армию гор. Тифлис, где пробыл до 1923 года. После был переведен корпусным инженером в стрелковый батальон в Ленинград, где пробыл до конца 1924 года, откуда и демобилизовался.

После демобилизации с 1925 по 1927 работал в Ленинграде в Металло-синдикате в должности калькулятора. В 1927 года был арестован ОГПУ по подозрению в моей связи с латвийским консульством. Находился под стражей три месяца. Был освобожден, а после был выслан из Ленинграда на три года в Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде я работал по сборке экскаваторов для Бассоль-треста до 1928 года. В 1928 году я переехал в гор. Сталинград, где работал производителем дорожных работ на сталинградском тракторном заводе. В 1928 году дело мое было пересмотрено, и из высылки я был освобожден.

По освобождении из высылки я немного проработал при тракторном заводе и в 1929 году выехал в Акуловку Ленобласти, где поступил инженером на бумкомбинат для постройки поездных железнодорожных путей. Проработал до середины 1932 года, в 1932 году как инженер-дорожник был вызван сектором отдела кадров Главдортранса в Москву, который меня направил на работу главным инженером в гор. Ростов-на-Дону в Северо-Казказский Крайдортранс, где я проработал до 1933 года. В 1933 году по моей личной просьбе я был переведен в Ленинград в Облдортранс, который меня направил техноруком в 68-й эксплуатационно-дорожный участок гор. Красногвардейска, где я проработал до 1934 года. В 1934 году был направлен в распоряжение Пригородного района для составления проекта реконструкции автогужевых подъездов к гор. Ленинграду. Данную работу окончил в 1935 году. В конце 1935 года был назначен техноруком того же района. При расформировании Пригородного района меня направили в Слуцкий район, где я и работал до 1 августа 1937 года. Ввиду сокращения должности технического руководителя я был уволен и в настоящее время находился безработным».

К моменту ареста, который случился 7 сентября 1937 года, в семье Константина Владимировича и Элеоноры Адамовны Отоцких было два взрослых сына: 32-летний Юрий, работавший инженером в «Гипромезе» в Ленинграде, и 34-летний Владимир, живший в Польше. Связь со старшим сыном и станет причиной ареста Константина Владимировича. Как следует из постановления на арест, «Отоцкий достаточно изобличается в том, что имеет нелегальную связь со своим сыном Владимиром, агентом польской дифензивы, проживающим в Варшаве». На допросе Отоцкий сообщает, что сын «работает доктором естественных наук. Выехал в Польшу в 1920 году, там же окончил университет. После окончания польского университета Владимир выезжал в Париж, где также окончил парижский университет Сорбонны. После окончания парижского университета возвратился опять в Польшу, где и проживает до настоящего времени. С Владимиром я имею регулярную письменную связь. Последнее письмо от Владимира получили 5 августа 1937 года».

Через неделю после ареста в деле появляется заявление арестованного: «Отказываясь от дальнейшей борьбы с Советской властью, я решил встать на путь полного разоружения и дать чистосердечные показания о своей шпионской и диверсионной деятельности, которую я проводил против СССР по заданию 2-го отдела польского Главного штаба.

По своей шпионской деятельности я был связан с вице-консулом польского консульства в Лениграде Каршем и его преемником Антоневичем. Начало моей шпионской деятельности против Советского союза относится к периоду гражданской войны, когда я в 1919 году в Ростове-на-Дону как полковник царской армии был завербован деникинской контрразведкой. О своей антисоветской деятельности дам подробные показания».

Далее в следственном деле следуют еще два протокола, от 14 и 15 сентября, один из которых – протокол опознания приложенных к делу фотокарточек, на которых Отоцкий узнает сотрудников польского консульства в Ленинграде Антоневича и Карша.

Обвинительное заключение утверждено 2 октября 1937 года – к тому времени, если верить акту о приведении приговора в исполнение, Отоцкого уже не было в живых. Он был расстрелян в Ленинграде 26 сентября 1937 года по приговору Комиссии НКВД и Прокурора СССР от 22 сентября 1937 года. Ему было 56 лет.

Константин Владимирович Отоцкий был реабилитирован по делам 1927 и 1937 годов Военным трибуналом Ленинградского военного округа в 1958 году.

Вдова Константина Отоцкого, Элеонора Адамовна, была осуждена на пять лет лагерей. После освобождения в 1943 году она жила в Нижнем Тагиле, затем вернулась в Ленинград, где умерла в начале 1970-х годов.

Их младший сын Юрий в 1941 был арестован в Ленинграде, освобожден в 1943 году. Он стал актером труппы ленинградского театра, обслуживавшего Дальневосточный фронт. После возвращения в Ленинград в 1945 году он выучился на инженера. Умер в Ленинграде в 1969 году.

Их старший сын Владимир после Второй мировой войны постоянно проживал за границей. Близкие семьи Отоцких полагают, что во время Второй мировой он служил в Армии Крайовой в Польше. В 1960-70-е годы он находился в переписке с матерью, жившей в Ленинграде.


Статья составлена по материалам архивного следственного дела № П-30821 (1927 и 1937 годы), хранящегося в УФСБ РФ по СПб и ЛО.

Документы следственного дела
Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото

Фото: Евгения Кулакова

Мы с большим сожалением сообщаем, что табличка по этому адресу была демонтирована неизвестными. Мы не теряем надежды на то, что она будет восстановлена.



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.