Дом № 7 по Кёзенерштрассе в немецком городе Наумбург в федеральной земле Саксония-Ангальт стоит чуть в отдалении от дороги и является типовым для конца XIX века строением. Здание было приобретено после постройки торговцем Генрихом Зонненшайном для своей семьи.
Сын Генриха Гельмут Зонненшайн проживал со своей женой Гильдегард и детьми здесь же. Гельмут был доктором математических наук, он окончил Лейпцигский университет и остался в нем работать.
После Второй мировой войны под началом советских инженеров Зонненшайн трудился на инженерных должностях на заводе «Герэте» в Карлсхорсте, в конструкторском бюро «Лойна» и на заводе «Агфа» в городе Вольфен в земле Саксония-Ангальт.
Ордер на арест и обыск Хельмута Зонненшайна за номером 776 был выписан 27 ноября 1950 года подполковником Куприяновым старшему лейтенанту МГБ СССР Пахомову.
Чуть ранее, 17 ноября 1950 года, было заведено дело Хельмута Зонненшайна. Известны имена фальсификаторов дела. Его начал фабриковать старший лейтенант Пахомов. Руководили особым совещанием по делу Зонненшайна и одобрили начало производства старший лейтенант МГБ СССР Горкин и майор Мозенцев.
Из анкеты арестованного, заполнявшейся после задержания, известно, что отец Гельмута был торговцем и владел магазином сельскохозяйственных машин. В анкете значилось и то, что Зонненшайн служил в немецкой армии до капитуляции Германии и дослужился до майора.
В деле Зонненшайна почти 200 страниц. В нем есть протоколы допросов в берлинской тюрьме Хоэншёнхаузен, акты о дополнительных обысках мест, где жил задержанный, справки о сдаче им наручных часов, обручального кольца и 15 рублей 50 копеек, акт о сожжении записей, телефонных номеров, изъятых у него номеров газеты «Фёлькишер беобахтер», календаря за 1949 год и 28 писем. Затем идут страницы протоколов очных ставок Зонненшайна и шедших по делу его друга переводчика Максимилиана Александра фон Хамма и Бауэра.
В 10 утра 26 апреля 1951 года началось закрытое судебное заседание Военного трибунала по делу Зонненшайна в войсковой части № 48240 под председательством подполковника юстиции Денисова и в присутствии членов подполковника Твардовского, подполковника Соколкова и секретаря капитана Кошелева. Зонненшайн виновным себя не признал, суд удалился, а после возвращения в 13.45 зачитал смертный приговор. В 14.00 заседание закрылось.
Ведущим в приговоре оказался «шпионаж» (ст. 58-6), а также «антисоветская агитация и пропаганда» (58-10-11) и «призывы к вооруженной борьбе с существующим в ГДР строем» (58-2).
Заканчивается дело Гельмута Зонненшайна справкой о приведении расстрельного приговора в исполнение 4 июля 1951 года в Москве. Хельмуту Зонненшайну было 44 года.
Когда муж бесследно исчез, жена Зонненшайна Гильдегард, оставшаяся с 12-летней дочерью Урсулой и шестилетним сыном Хенком, была на шестом месяце беременности. Она работала учительницей химии в Наумбурге. Новорожденному сыну Гильдегард дала имя Гельмут. Он стал химиком, как и его мать.
Жена написала десятки запросов в различные организации, пытаясь выяснить судьбу арестованного мужа.
Вплоть до 1990 года, когда прошли уже несколько волн реабилитации невинно репрессированных советской властью людей, семья Зонненшайн еще не знала правды, а советские органы власти продолжали настаивать на обоснованности обвинения.
В апреле 1990 года консульский отдел посольства СССР в Берлине сообщил следующее: «Зонненшайн обвинялся в том, что в мае 1948 г. был завербован резидентом американской разведки Гартенфельдом. Выполняя задание резидента, Зонненшайн передал ему сведения о научной работе технического бюро Министерства авиационной промышленности СССР при СВАГ (советская военная администрация в Германии. – прим. ред.), сведения о советском артиллерийском полигоне, а также сообщил о работе одного завода и выпускаемой им продукции.
По заданию Гартенфельда занимался вербовкой агентов. Кроме того, в письмах призывал своих знакомых вступать в армию для вооруженной борьбы с советскими оккупационными войсками.
Кроме личного признания, вина Зонненшайна подтверждается показаниями свидетелей и другими материалами дела.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что Зонненшайн за шпионаж осужден обоснованно, оснований для его реабилитации нет».
Лишь произошедшее вскоре после этого открытие архивов и пересмотр дела привели к реабилитации Хельмута Зонненшайна, которая произошла в 1994 году. Гильдегард умерла пять лет спустя.
В период с 1950 по 1953 года только в Саксонии-Анхальт советскими военными трибуналами было приговорено к смертной казни 140 человек.
Все «враги народа», казненные в 1951 году в Москве, были захоронены в братской могиле на Донском кладбище.
* Фотографии на странице взяты из публикации.
Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»: фото