Москва, Денежный переулок, 7, строение 2 (бывшая улица Веснина)
На карте На карте

| 08 августа 2020

По адресу Денежный переулок, 7 находятся два здания: строение 1 и строение 2. Оба были построены в 1910 году по проекту архитектора А.Н. Зелигсон как доходные дома Бройдо. Оба здания – объекты культурного наследия.

Согласно базам «Мемориала», не менее двух жильцов стали жертвами политических репрессий. Сегодня мы установили памятный знак одному из них – ретушеру фотографий Виталию Ивановичу Боруцкому. Заявку на установку памятного знака подал внук репрессированного Владимир Боруцкий.


Виталий Иванович Боруцкий родился в 1879 году в Москве в дворянской семье. Виталий был младшим из семерых детей Боруцких. Высшего образования он не получил, но неплохо рисовал и любил фотографию. До революции он работал служащим в банках, при советской власти занимался портретной ретушью в фотоартели «Фото-Труд».

В 1924 году старшая дочь Боруцкого – от первого брака – Татьяна, которой исполнилось 19 лет, вышла замуж за итальянца, начальника канцелярии посольства Италии в Москве. Через 10 с лишним лет это родство с иностранцем Виталию Ивановичу припомнили.

Виталия Ивановича арестовали 2 декабря 1937 года по подозрению в «шпионаже и контрреволюционной деятельности». Вместе с ним задержали и его 22-летнюю дочь Нину от второго брака.

«...Пришли в ночь со второго на третье декабря 1937 года, кажется, трое, обыскали обе комнаты и увезли папу и меня на улицу Дзержинского. Как пережила мамочка эту страшную ночь!.. - вспоминала много позже Нина Витальевна Железняк (Боруцкая). Ее воспоминания были изданы отдельной брошюрой в Вологде в 1996 году и впоследствии опубликованы на сайте Сахаровского центра. - На Лубянке меня обыскали, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали (я старалась улыбаться) и отправили в камеру с нарами, где содержалось более сотни женщин (потом я узнала: от 110 до 130). Каждый день из этой подследственной камеры переводили после вынесения «приговора» в другие и в Бутырскую тюрьмы.

Здесь я просидела более месяца; три раза вызывали на допросы по поводу итальянцев. Первый следователь был груб, покрикивал, а второй – «культурный». Придраться, однако, было совершенно не к чему, и «тройкой» вынесли приговор: пять лет ссылки как СОЭ (социально-опасный элемент)».

В. Боруцкий с дочерью Ниной

К такому же сроку и тоже как «социально-опасный элемент» 10 января 1938 года был приговорен и Виталий Иванович. Согласно обвинительному заключению, Боруцкий «систематически посещал итальянское посольство. Проведенным по делу следствием установлено, что он на протяжении ряда лет посещал квартиру при итальянском посольстве начальника консульской канцелярии Савини Гвидо (муж старшей дочери Боруцкого. – прим. ред.), с которым систематически вел контрреволюционные разговоры, заявляя, что в СССР нет равенства, свободы и прав человека и что все это было только обещано».

Боруцкого и его дочь сослали в Вологодскую область на поселение, сначала в село Мотыри, недалеко от села Шуйское. «В Мотыри мы попали около середины февраля 1938 года. Позднее мне мама говорила, что, получив известие о Мотырях, родные не могли ни на одной советской карте найти это селение, и кто-то достал английскую карту, где были отмечены все деревни по Сухоне, - вспоминала Нина Витальевна. - Папа сразу начал писать в Шуйское с просьбой о переводе нас на жительство туда, и весной нам разрешили. Мы наняли лошадь с телегой и поехали».

Так они оказались в селе Шуйское Междуреченского района Вологодской области: «Папа был художником-любителем: его «Московский натюрморт», сделанный пастелью, и этюд беседки маслом я храню до сих пор. <…> Отец договорился с директором школы поставить спектакль, привлекая самодеятельность. Отец уговорил зав. библиотекой на главную роль Лиды в пьесе Корнейчука «Платон Кречет». Не помню остальных артистов, но она играла очень прилично. Я была суфлером, сидела в будке. Папа как режиссер всем руководил, он умел вдохновлять людей, его слушались. Для спектакля я написала маслом большой задник на сцену, какой-то пейзаж, где на переднем плане были березы. Спектакль прошел хорошо, повторился, но других пьес не ставили», - вспоминает Нина Витальевна.

Виталий и Людмила

В начале 1941 года отец и дочь получили разрешение на переезд в Вологду. Виталий Иванович и Нина работали в Вологодской артели фотопарикмахеров ретушерами-портретистами (дочь пошла по стопам отца, в 1937 году поступила на подготовительное отделение графики ИЗО-института). В Вологду к Виталию Ивановичу приехала его третья жена Людмила с сыном Валерием.

Всего несколько дней спустя после начала войны, 26 июня 1941 года, Боруцкого арестовали повторно и инкриминировали статьи 58-10 и 58-11 («антисоветская пропаганда и агитация, антисоветская деятельность»). Через два месяца, 25 августа 1941 года, военный трибунал Северной железной дороги приговорил его к высшей мере наказания с конфискацией всего принадлежавшего ему имущества. Приговор был приведен в исполнение еще через полтора месяца – 13 октября 1941 года. Ему было 62 года.


Виталий Иванович Боруцкий был реабилитирован по первому делу в 1989 году, по второму – в 1998 году.


Архивные фотографии и документы
Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Оксана Матиевская


***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одном репрессированном, проживавшем в этом доме: это Леонид Иосифович Яцевич. Если кто-то из наших читателей хотел
бы стать инициатором установки ему мемориального знака,
необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто
задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.