Пятиэтажный кирпичный дом № 24 по Товарищескому переулку был построен в 1931 году.
Согласно базам «Мемориала», не менее пяти жильцов этого дома погибли в годы Большого террора. Одному из них — начальнику технического бюро при наркоме оборонной промышленности СССР Александру Семеновичу Брейтбурту, -мы установили памятный знак в апреле 2019 года. Сегодня здесь появилась вторая мемориальная табличка.
Ганс Кульмс родился в 1913 году в Женеве в семье служащих. Позже семья переехала в Саксонию, в город Гласхютте, всемирно известный центр часового ремесла. Ганс пошел по стопам отца, обучился часовому делу и стал часовщиком. Работал в Дрездене, Гласхютте и Швейцарии. Одно время состоял в Христианском союзе молодежи.
В 1929-1930 годах Александр Семенович Брейтбурт, инженер-конструктор завода «Авиаприбор», находившегося в ведении государственного треста точной механики (Точмех), поехал в составе специальной комиссии в Европу и Америку изучать тонкости часовой промышленности. По итогам командировки комиссия привезла в СССР оборудование для часового завода и иностранных специалистов-часовщиков. Среди них был отец Ганса Кульмса Ойген Кульмс. В 1931 году в Москве был основан 1-й Московский часовой завод, главным инженером, а затем и техническим директором которого первые два года был Брейтбурт.
В 1932 году в Москву к отцу, тоже подписав договор с Точмехом, прибыл и Ганс Кульмс. Он поступил техником-конструктором на 1-й государственный часовой завод треста точной механики (в 1935 году заводу было присвоено имя С.М. Кирова). В 1934 году Ганс ездил в Германию к родным, что впоследствии стало одной из «зацепок» для следствия, чтобы обвинить его в шпионаже в пользу Германии. В 1936 году Ойген Кульмс вернулся в Германию, а его сын остался в Москве.
Ганса Кульмса арестовали 19 июля 1937 года и обвинили в том, что он якобы «занимался контрреволюционной шпионской работой» в пользу Германии. По версии следствия, отец Ганса был «германским разведчиком и функционером национально-социалистической партии Германии», а сын его с 1935 года был членом «контрреволюционной фашистской ячейки, организованной на 1-м часовом заводе, <...> занимался шпионской деятельностью в пользу германских разведывательных органов». Среди якобы переданных германской разведке сведений была информация о спецпродукции завода: авиационных часах и секундомерах, которые производились для нужд артиллерийского управления РККА.
Помимо Ганса Кульмса примерно в то же время были арестованы и другие немецкие работники 1-го и 2-го часовых заводов, жившие в том же доме, что и Кульмс: инструктор Альфред Вайхельд, механик Альфред Рейхельт (расстрелян 7 апреля 1938 года по обвинению в «сборе сведений шпионского характера о количестве и настроениях иностранных рабочих и продукции, выпускаемой заводом, разведывательной работе в пользу Германии»), инструктор Матиас Винценрид (Винценрис, расстрелян 3 ноября 1937 года по обвинению в «шпионской деятельности») и др. Арестован был и главный конструктор 1-го часового завода Абрам Яковлевич Зильберман (расстрелян 7 апреля 1938 года). 26 июля 1938 года был арестован Александр Брейтбурт (расстрелян 3 октября того же года).
30 ноября 1937 года Кульмс был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 10 декабря 1937 года. Ему было 24 года.
Ганс Кульмс был реабилитирован в 1989 году.
Документы следственного дела
Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео
*** |
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о трех репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака
кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |