Москва, Зубовский бульвар, 15, строение 1
На карте На карте

| 11 апреля 2021

Доходный дом был построен в 1910-1911 годах по проекту архитектора Г.Ф. Ярцева по заказу тамбовского помещика М.М. Любощинского, перебравшегося в Москву, чтобы дать хорошее образование своим многочисленным детям. В разные годы в этом доме жили писатель В.В. Вересаев, философ и богослов о. Сергий Булгаков, историк Н.А. Кун и другие.

В настоящий момент здесь расположен Государственный литературный музей.

Согласно базам «Мемориала», не менее трех жильцов этого дома были расстреляны в годы Большого террора. Одному из них мы сегодня установили памятный знак.

Князь Дмитрий Иванович Шаховской родился в 1861 году в Царском Селе, где в то время служил его отец, командир 3-го эскадрона Уланского Его Величества лейб-гвардии полка князь Иван Федорович Шаховской, сын декабриста Федора Петровича Шаховского. Семья Шаховских ведет свой род от Рюрика, предки Дмитрия Ивановича были князьями Смоленскими и Ярославскими. Мать Дмитрия Ивановича, Екатерина Святославовна (урожденная графиня Бержинская), племянница московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукого, умерла рано, когда Дмитрию было девять, и заботу о младших братьях взяла на себя его старшая сестра Наталья. Всего в семье было пятеро детей.

Детство Дмитрий провел в Польше – его отец служил в Варшаве начальником штаба военного округа. В отличие от братьев, которые выбрали для себя дворянскую служилую карьеру, Дмитрий окончил в Варшаве гимназию и перебрался в Москву, где поступил на Историко-филологический факультет Московского университета. Проучившись год, он перевелся в Петербургский университет, переехав в столицу вслед за отцом, получившим чин генерал-адъютанта и назначение в столицу. В Петербурге Дмитрий сдружился с группой студентов, среди которых были братья Федор и Сергей Ольденбурги, Александр Корнилов, Иван Гревс, Владимир Вернадский. Эта группа составила костяк студенческого объединения «Ольденбургский кружок», «заводилами» в котором были Шаховской и Вернадский. «Между нами самый умный – Шаховской, – признавался Сергей Ольденбург, – а самый талантливый – Вернадский». Позже, когда большинство членов кружка уже окончили университет, по инициативе Дмитрия Шаховского кружок преобразовался в так называемое «Приютинское братство», идея которого состояла в служении людям, в работе на «всеобщее благо». В общей сложности братство, большинство членов которого стали крупными учеными, общественными деятелями и просветителями, просуществовало более 40 лет.

После окончания университета Дмитрий Шаховской получил приглашение от предводителя дворянства Весьегонского уезда Тверской губернии Федора Измайловича Родичева приехать в Весьегонск для руководства народным образованием в земстве. Здесь он курировал 44 земские школы, семь церковно-приходских школ, 24 школы грамотности, сделал общедоступной земскую библиотеку в Весьегонске, потратив значительную часть личных средств на пополнение фондов библиотеки (ныне библиотека в Весьегонске носит имя Д.И. Шаховского).

В деле народного образования, как писал впоследствии Ф.И. Родичев, Дмитрий Иванович провел «ту черту, с которой начинается новая эра. Ему мы в значительной степени обязаны постановкой нового идеала в деле народного образования – всеобщего обучения».

В 1886 году Дмитрий Иванович женился на Анне Николаевне Сиротининой, девушке из купеческой семьи, выпускнице Высших женских курсов, живо интересовавшейся вопросами народного образования. В Весьегонске они сняли небольшую квартиру и вели хозяйство без прислуги. Ф.И. Родичев отмечал удивительную скромность Дмитрия Ивановича, который «отказался от половины оклада и своими руками возделывает огород, не допуская никакой помощи. В нем нет ни тени самохвальства – совершеннейшая искренность и простота обезоруживает насмешку и осуждение». Такая скромность были свойственны Дмитрию Ивановичу всю жизнь. Работая в Государственной думе, на вопрос о своем титуле он ответил: «Да, я князь, но не придаю этому никакого значения».

В 1887 году у молодых супругов родился первенец – сын Илья (он погиб на фронте в 1916 году), в 1889 году родилась дочь Анна, еще через год – Наталья. Всего у Шаховских было пятеро детей (еще две дочери – Александра и Елизавета – также умерли рано).

Лидеры «Союза освобождения»: И.И. Петрункевич, В. И. Вернадский и Д.И. Шаховской

Прогрессивные идеи Шаховского были признаны во Весьегонском уездном земстве «чересчур либеральными», и ему пришлось перебраться в Ярославль, где с 1890 года он руководил народным образованием в Ярославском губернском земстве, позже был предводителем дворянства Угличского уезда, членом уездного училищного совета и Общества для содействия народному образованию, был заведующим отделом земского обозрения газеты «Северный край», став ее неформальным лидером.

Князь Шаховской был одним из организаторов «Союза освобождения», участником его учредительного съезда, членом Совета организации. А в 1905 году он стал одним из создателей Конституционно-демократической партии (партии кадетов), входил в ЦК партии и был ее секретарем, руководил подготовкой партии к выборам в I Государственную думу.

Президиум I Государственной Думы; второй слева - Д.И. Шаховской

В 1906 году Шаховской стал членом Думы от Ярославской губернии, абсолютным большинством голосов был избран ее секретарем. Он вел организационную работу в Думе вплоть до ее роспуска, получив прозвище «летучий князь». Он вошел в число той части думцев, которые подписали Выборгское воззвание, призывавшее к гражданскому неповиновению в связи с роспуском Думы. Был арестован, провел в тюрьме три месяца и был лишен права участвовать в дальнейшем в политической деятельности.

В 1912 году Дмитрий Иванович с семьей переехал в Москву, поселившись на Зубовском бульваре 15, в только что построенном доходном доме Любощинского (родственника Вернадских). В эти годы главным его делом становится организация кооперативного движения в России. В автобиографии он писал: «В служении русской кооперации я вижу теперь важнейшую свою задачу… Русский демократ прежде всего член великого сложного кооператива, имя коему –человечество». Шаховской был избран товарищем председателя Всероссийского кооперативного съезда, редактировал газету «Кооперация». В 1915 году он был избран председателем потребительского общества «Кооперация», у которого было тогда около 140 тыс. членов, а торговый оборот достигал трети общемосковского.

В Февральскую революцию Шаховской вернулся к политической деятельности. В мае он стал министром государственного призрения в коалиционном Временном правительстве и смог буквально за пару месяцев коренным образом перестроить работу министерства. Но уже в июле кадеты вышли из состава коалиции, и он вынужден был оставить эту работу.

Октябрьскую революцию Дмитрий Иванович не принял. Он вошел в «Союз возрождения», совместно с другими группами пытавшийся консолидировать усилия для борьбы против большевиков, в том числе объединить представителей различных партий, в частности кадетов и эсеров. 4 мая 1920 года Шаховской, к тому времени уже отошедший от деятельности союза, был арестован по делу так называемого «Тактического центра» (или «Национального центра»), но вскоре был освобожден по амнистии.

           Дочь Анна

Отойдя от политической деятельности и пережив в 1920-1921 разгром кооперации как самостоятельного движения, князь сосредоточился на краеведении, считая, что оно, как и кооперация, способствует возрождению гражданского общества. В январе 1919 года по инициативе Шаховского состоялось первое губернское совещание по вопросам краеведения, на котором было решено создать «Общество по изучению Московской губернии» и временную Губернскую комиссию по краеведению при культурно-просветительском отделе Московского кредитного союза кооперативов. В 1925 году общество было официально зарегистрировано, и Шаховской вошел в состав его правления.

Дмитрий Иванович увлек идеями кооперации и краеведением дочерей Анну и Наталью. Они обе с 1918 года работали в просветительском отделе Дмитровского союза кооперативов. В 1920-х годах Анна заведовала Краеведческим музеем Дмитровского края, в том числе сотрудничала с П.А. Кропоткиным, затем была научным сотрудником в Историко-Художественном музее Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Наталья также отдала дань музейной деятельности, работая в конце 1920-х годов экскурсоводом в Историческом музее в Москве.

           Дочь Наталья

В марте 1930 года состоялась IV Всероссийская конференция по краеведению под лозунгом: «Превратить краеведение в одну из форм содействия социалистическому строительству». В решениях конференции было записано, что «Диктатура пролетариата и осуществляемое под его руководством социалистическое строительство предъявляют ко всем работникам советского краеведения требование – не быть ”аполитичными”, активно принимая участие в классовой борьбе, развертывающейся на участке краеведческой работы». После конференции большинство краеведов были арестованы и высланы.

После разгрома краеведения Шаховской несколько месяцев проработал в Госплане. Выйдя на пенсию в 1930 году, он возобновил свои давние занятия литературоведением и историей, изучал творческое наследие либеральных деятелей прошлого, в том числе своих родственников – князя М.М. Щербатова и П.Я. Чаадаева, чье двухтомное собрание сочинений он подготовил к изданию.

В ночь с 26 на 27 июля 1938 года Дмитрий Иванович был арестован. Во время обыска сотрудники НКВД забрали его рабочий и семейный архив. В типографии набор подготовленного к печати 1 тома собрания сочинений П.Я. Чаадаева был рассыпан.

Шаховского обвинили в «участии в антисоветской террористической организации». Он содержался в Лубянской, Бутырской и затем Лефортовской тюрьмах. Его многократно допрашивали, применяли к нему пытки, заставляя сутками стоять без сна, отчего у него опухали ноги (свидетельство сокамерника по внутренней тюрьме на Лубянке). Но называть имена своих знакомых он отказался.

Академик В.И. Вернадский пытался спасти своего старинного друга. Он написал письмо прокурору СССР А.Я. Вышинскому, в котором, в частности, отмечал: «Я хочу переговорить с Вами о судьбе дорогого мне друга Дмитрия Ивановича Шаховского, одного из благороднейших и морально высоких людей, с которыми я встречался в своей долгой жизни. Дмитрий Иванович является одним из лучших исследователей истории русской культуры и в последнее время подготовлял к изданию ”Философические письма” Чаадаева, состав которых он впервые выяснил. <…> Он духом силен, но силы его слабы и холод может пагубно отразиться на его больных руках» (цитируется по статье историка Т.В. Смирновой «Князь Д.М. Шаховской и краеведческое движение в Подмосковье в 1920-у годы»).

Справка о реабилитации Д.И. Шаховского, апрель 1993 г.

Письмо осталось без ответа. В 1940 году Вернадский, не зная о том, что Шаховского уже нет в живых, пишет еще одно письмо, на этот раз на имя наркома внутренних дел Л.П. Берии: «Я дружен с Дмитрием Ивановичем почти 60 лет – все время прожили друг с другом душа в душу, находясь в непрерывном, ни разу не нарушенном идейном общении. Между нами не было тайн, и я, как и все ему близкие, страдающие от несчастья, его постигшего, не сомневаемся в том, что несчастье это – плод рокового для него недоразумения. <...> Мне 77 лет – я знаю по своему опыту, как хрупка организация стариков в зависимости от внешних условий жизни. Выдержал ли испытание организм Дмитрия Ивановича? Его родной дед (декабрист Ф.П. Шаховской. – прим.ред.) умер в тюрьме от психической болезни. Здоров ли Дмитрий Иванович Шаховской? <...> Очень прошу Вас ответить мне».

На этот раз академик получил ответ о том, что Шаховской якобы умер в конце января 1940 года в одном из лагерей НКВД от эндокардита. Но это была ложь: 14 апреля 1939 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла ему смертный приговор – расстрел с конфискацией имущества. Вины своей князь не признал. В протоколе суда отмечено: «Вел себя дерзко». Приговор был приведен в исполнение 15 апреля 1939 года. Дмитрию Ивановичу было 77 лет.

Дмитрий Иванович Шаховской был реабилитирован в 1957 году. В документах по реабилитации особо отмечается, что «дополнительным расследованием
<…> доказана несостоятельность предъявленного Шаховскому обвинения и установлено, что он был осужден необоснованно».

***

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца», а также материалы, любезно предоставленные правнуками князя Д.И. Шаховского Еленой Старостенковой, Иваном и Натальей Шаховскими.

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. 
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на
часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.