Чехия, Краловеградецкий край, село Ржиков, дом 26
На карте На карте

| 29 апреля 2021

Этот дом стал последним адресом для земледельца Вацлава Дворжака. Текст о нем, который мы публикуем ниже, написал его правнук Матей Слука.

Всем нам известно, что тоталитарные режимы, отрицающие признанные на международном уровне права человека, оставили множество жертв. И в число этих жертв входит мой прадед Вацлав Дворжак - хороший фермер, гордый патриот, активный член спортивного движения «Чешский сокол» и человек, который не соглашался с насильственной коллективизацией и национализацией имущества землевладельцев.

Прадед родился 16 октября 1900 года в селе Ржиков в Австро-Венгерской империи. Он получил довольно хорошее образование, окончив пять общеобразовательных классов, три средних класса и два класса крестьянской школы.

Согласно регистрационной книге чешской армии и флота, хранящейся в Государственном архиве в городе Наход, Вацлав Дворжак служил в 36-м пехотном полку, вместе с которым он дошел в 1919 году до далекого закарпатского Ужгорода, где участвовал в составе войск новой чехословацкой армии в стабилизации ситуации в городе после распада империи. В 1920-е годы его несколько раз призывали на учения, в последний раз – в 1927 году.

После войны прадед вернулся в Ржиков и занялся там сельским хозяйством. В его распоряжении было 13 гектаров полей, на которых он выращивал зерно, картофель, сахарную свеклу, кормовую свеклу, овощи, огурцы, морковь, капусту. В хозяйстве были семь дойных коров, молодняк племенного скота, телята, племенные быки, племенные свиноматки и поросята. Мой прадед был прогрессивным фермером, у него был высокий уровень технической оснащенности, в том числе трактор «Свобода 15». В хозяйстве работали две служанки и батрак.

3 июля 1937 года он женился на Анне Гавласовой.

Растущее влияние Коммунистической партии Чехословакии, завоевавшей симпатии большинства населения страны вскоре после окончания Второй мировой войны и укрепившей свое влияние после коммунистического путча 1948 года, ознаменовало мрачное будущее для чешских фермеров. Массово создавались сельскохозяйственные кооперативы, и большинство фермеров были вынуждены вступать в них под различным давлением. Тех, кто не соглашался, называли кулаками и выселяли, остальные крестьяне со страхом вступали в колхозы.

В 1951 году Ржиков был единственным селом в районе, где не было такого кооператива. Поэтому село стало занозой для местных партийных работников. Мой прадед не скрывал своего отрицательного отношения к созданию кооперативов на основе принудительного вступления. И местные коммунисты решили, что его необходимо убрать, чтобы напугать тех, кто пока отказывался вступить в колхоз.

8 марта 1951 года прадеда арестовали, а уже вечером 14 марта семье сообщили о его кончине в СИЗО – якобы он совершил самоубийство.

Похороны Вацлава Дворжака состоялись 16 марта 1951 года после перевозки его останков из Градец-Кралове в Тршебешовскую церковь. «Несмотря на то, что органы безопасности запретили распространять извещение о смерти, похороны прошли при большом участии местных жителей, в окружении многочисленной группы сотрудников госбезопасности», - вспоминал брат прадеда Ярослав Дворжак.

Племянница прадеда также вспоминает этот день: «Извещение было напечатано, но все пришлось сжечь. Похороны, на самом деле, стали манифестацией, люди передавали информацию друг другу, народу было столько, что шествие шло от церкви до самого кладбища».

В 1991 году Вацлав Дворжак был реабилитирован.

Конфедерация политических заключенных Чешской Республики 12 сентября 1998 года посмертно наградила Вацлава Дворжака памятной медалью за участие в антикоммунистическом сопротивлении.

Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.