Москва, Сивцев Вражек, 29/16
На карте На карте

| 16 октября 2021

Шестиэтажный угловой дом № 29 по улице Сивцев Вражек был построен в 1929-1930 годах для начальствующего состава Народного комиссариата морского флота по проекту архитектора П.А. Голосова.

Согласно базам «Мемориала», не менее 15 жильцов этого дома были расстреляны по надуманным обвинениям в годы Большого террора. Одному из них в марте 2019 года мы установили памятный знак. Сегодня здесь появилась еще одна табличка «Последнего адреса».

Касьян (Кассиан) Александрович Чайковский родился в феврале 1893 года в Тамбове в дворянской семье. Его отец был товарищем председателя окружного суда. Как Чайковский напишет в 1936 году в автобиографии, «в 1910 г. окончил гимназию в г. Москве. В том же году поступил в Московский университет на юридический факультет. В 1912 г. был участником (добровольцем) сербско-турецкой войны на Балканах и в бою под Монастырем был дважды ранен. Вернулся из Сербии в январе 1913 г. в Москву и продолжил учиться в университете. В июле 1914 г. в качестве вольноопределяющегося пошел на империалистическую войну. За период пребывания на фронтах войны пять раз ранен и один раз контужен. В 1915 г. тяжело раненым попал в плен к немцам, где и пробыл до октября 1918 г. Во время пребывания в плену шесть раз пытался бежать, за что в общей сложности один год и восемь месяцев пробыл в германских тюрьмах — Мюнстерская тюрьма, крепость Гляц, крепость Цорндорф. По возвращении из плена, будучи беспартийным, был назначен комиссаром врачебно-санитарных учреждений 401-й версты Александровской железной дороги. В декабре 1918 г. был назначен комиссаром 28-го отдельного стрелкового батальона. В январе 1919 г. подал заявление о вступлении в партию…»

Еще в 1915 году за боевые заслуги («за отличия в делах против неприятеля») Чайковский был произведен в офицеры и Первую мировую закончил в чине прапорщика.

В феврале 1919 года Чайковский стал членом РКП(б), и с этого момента его карьера резко пошла вверх. После Гражданской войны он уже занимал в основном командные должности, позднее совмещал службу в армии с преподавательской работой. Так, в августе 1921 года он стал помощником командующего войсками Минского района. В том же году его наградили орденом Красного Знамени. С октября 1921 по январь 1923 года Чайковский – начальник 35-й стрелковой дивизии. С января по сентябрь 1923 года – командир 12-го стрелкового корпуса.

Осенью 1923 года он становится слушателем Высших академических курсов при Военной академии РККА. По окончании учебы, летом 1924 года, его отправляют на Кавказ – сначала командовать 2-й отдельной Кавказской кавалерийской бригадой, которая принимала участие в подавлении антисоветских выступлений в Грузии, а затем инспектировать кавалерию Кавказской Краснознаменной армии.

Касьян Чайковский был интересным мужчиной, «из таких мужчин, которые просто не могут не нравиться», как писала о нем в своих воспоминаниях Елизавета Михайловна Котюхова (в замужестве Шмарова), за которой он долго ухаживал, когда семья Котюховых еще жила в Тамбове, и даже делал ей предложение. Кроме того, он был «очень содержательный по своей натуре…» Елизавете Михайловне «всегда с ним было интересно – он любил книги, поэзию», любил читать ей стихи. «Читал он их очень хорошо, и голос у него тоже был приятный». Несмотря на сильные чувства, Елизавета отказала Чайковскому: его в тот момент как раз переводили служить на Дальний Восток, и она не решилась оставить свою семью, в которой недавно умер отец. На руках матери было еще четверо младших братьев и сестер Елизаветы. Среди них был и Юрий Котюхов, табличку которому «Последний адрес» тоже устанавливает сегодня, 16 октября. «Страдала я после этого ужасно, места себе не находила, – признается Елизавета Михайловна. – И так было довольно долго. Но со временем улеглось это. Недаром считается, что время – лучший врач». Через несколько лет, когда Елизавета Михайловна переехала жить в Москву и туда же вернулся женившийся Чайковский, они вновь начинают общаться, уже семьями.

Осенью 1926 года Чайковский поступает в распоряжение Главного управления РККА. Елизавета Михайловна, чья мать с младшими детьми теперь живет в дачном поселке Новогиреево, там же находит жилье и для Чайковского с женой Людмилой Степановной. Жена Касьяна Александровича, балерина, по описанию Елизаветы Михайловны «была симпатичная, веселая, компанейская женщина, <…> играла на рояле, приятно пела». Поселившись в Новогиреево, они часто захаживали в гости к Шмаровым, которые любили устраивать музыкальные вечера: сестра Елизаветы Михайловны Наталья была почти профессиональным музыкантом, брат Юрий имел хороший голос.

В 1928 году Чайковского посылают в длительную командировку в США для закупки лошадей. Большая дружная семья Котюховых-Шмаровых берет Милу под опеку.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Чайковский все больше времени уделяет преподавательской работе. С января 1929 года он – адъюнкт Военной академии имени М.В. Фрунзе и по совместительству начальник учебного отдела и помощник начальника Вечерней военной академии РККА. В июне 1931 года Касьян Александрович становится заместителем начальника кафедры механизации и моторизации Военной академии имени М.В. Фрунзе. В 1932 году на базе 11-й Ленинградской стрелковой дивизии формируется первое в мире механизированное соединение вооруженных сил – 11-й механизированный корпус (Забайкальский военный округ), и. Чайковского назначают его первым командиром. В ноябре 1935 года ему присваивают воинское звание комкор.

Чистки периодически проводились в Красной Армии с начала 1920-х годов. Операция ОГПУ «Весна» (1930-1931), когда по сфабрикованным обвинениям были арестованы тысячи бывших царских офицеров, придала им совершенно иной размах. «В военной академии имени Фрунзе тоже заговор, – пишет об этом времени Елизавета Михайловна. – Расстрелян Михаил Петрович Спиринг, Миша Ланге и Дим Димыч (не помню его фамилии). Все они были преподавателями там. Незадолго до всего этого я печатала большую работу Михаилу Петровичу. Как жалко всех их и как страшно становится жить! Только и слышим теперь об этих „делах“. К несчастью, все они были бывшими офицерами, это, наверное, сыграло немалую роль». Перед празднованием нового 1931 года она признается: «Настроение у меня было далеко не «новогоднее» совсем. А вообще кругом уже шли аресты. Не стало братьев Малянтовичей. Сначала взяли их отца и его жену, потом братьев. Отец был при Керенском министром юстиции и до сих пор спокойно жил себе в Москве. Но при чем здесь сыновья?»

Еще несколькими годами позже «дело Тухачевского» (весна-лето 1937) разогнало маховик репрессий в среде военных до предела, поставив под удар уже и высшее армейское руководство.

Касьян Александрович был арестован 15 февраля 1937 года по обвинению в «антисоветской контрреволюционной террористической деятельности». Его имя есть в сталинском списке от 10 июня 1938 года, подписанном Сталиным и Молотовым, и, по обычаям того времени, его должны были сразу же и расстрелять, но, очевидно, к тому моменту Чайковский уже находился в больнице Читинской тюрьмы, где он 22 июня и скончался. Следствие по его «делу» было прекращено «за смертью обвиняемого».

Людмила Степановна как жена «врага народа» 10 лет провела в лагерях.

Касьян Александрович Чайковский был реабилитирован в 1956 году за отсутствием в его действиях состава преступления.

При подготовке статьи была использована информация из книги Н.С Черушева «Жизнь военной элиты. За фасадом благополучия. 1918-1953» и биографическая справка с сайта «Расстрелянное поколение. 1937-й и другие», а также воспоминания Е.М. Шмаровой.

Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео

Фото: Мария Олендская

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.