Москва, Шмитовский проезд, 13
На карте На карте

| 21 ноября 2021

Довольно длинная улица Шмитовский проезд (почти три километра) проходит через два рабочих городка, построенных для сотрудников Трёхгорной мануфактуры и других промышленных предприятий, располагавшихся неподалеку. До революции проезд назывался Смитовским – в честь шотландца Ричарда Смита, заложившего в районе котельный и арматурный заводы. В советские годы его переименовали в Шмитовский, по имени студента и фабриканта Николая Шмита, ставшего во время революции 1905 года на сторону народа и героически погибшего.

В 1926-1933 годах здесь появились кварталы рабочего поселка, который в разных источниках называется по-разному: Рабочий поселок имени 1905 года, Нижняя Пресня. Около 50 домов строились в едином конструктивистском стиле, но при это немного отличались друг от друга, в том числе деталями и декором, над проектом работал целый коллектив архитекторов (Н. Антонов, В. Бибиков, Б. Блохин, Н. Волков, П. Грушин, И. Звездин, Н. Малинин, О. Стапран, Б. Улинич). Дома в основном были кооперативными, но очень часто у людей не хватало денег на всю квартиру, и жилье превращалось в коммунальное. Отдельные дома-коммуны для молодежи с самого начала предполагали коммунальный быт, то есть общие кухни и ванные.

Дом № 13 (по старой нумерации № 9) был построен в 1930 году и предназначался для военных. В годы Большого террора в доме было репрессировано по меньшей мере 16 человек, и все они служили в военных ведомствах: начальник 5-го отдела Разведывательного управления РККА, начальник отделения 2-го отдела Мобилизационного управления РККА, начальник отдела Управления противовоздушной обороны РККА, старший преподаватель военно-инженерной академии РККА, токарь на заводе "Авиаприбор" и т.д.

Сегодня мы установили на этом доме первые две таблички.

Иван Васильевич Давыдов родился в 1896 году в деревне Митино Новоторжского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Служил в царской армии в звании младшего унтер-офицера.

В 1919 году Давыдов вступил в РКП(б), участвовал в Гражданской войне, воевал на Восточном фронте, командовал эскадроном Тверского запасного кавалерийского полка и маршевого дивизиона в Харькове. Весной 1921 года штаб 5-й армии Восточного фронта командировал его в Монголию, где Иван Васильевич пробыл до августа 1925 года. Там он служил старшим инструктором, командиром Красного монгольского партизанского отряда, затем – в Монгольской народно-революционной армии (МНРА), сначала инструктором кавалерийских полков, потом – 2-го отдельного пограничного кавалерийского дивизиона.

В 1926 году Давыдов поступил в распоряжение Разведуправления РККА и через три года окончил основной факультет Военной академии РККА им. Фрунзе, а затем и оперативный факультет академии.

В 1929 году Ивана Васильевича вновь направили в Монголию, где он работал инструктором кавалерийского полка, затем инструктором Оперативного отдела Главного штаба МНРА. В СССР он вернулся весной 1933 года и опять поступил в распоряжение Разведуправления РККА.

В 1935-1937 годах он работал в 4-м и 5-м отделах Разведуправления РККА начальником отделов, до момента ареста весной 1938 года занимал должность начальника 5-го отдела в звании полковника.

Награжден двумя орденами Красного Знамени (1930, 1932).

Ивана Васильевича арестовали 10 марта 1938 года. Его обвинили в «шпионаже» и продержали под следствием пять с половиной месяцев.

В «Сводке важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 13 апреля 1938 года» приводятся выдержки из допроса Давыдова, который проводили следователи Павловский и Головлев. На допросе Иван Васильевич якобы признался в том, что еще с 1932 года он «является японским шпионом и с 1935 года участником военно-фашистского заговора». По версии следствия, Давыдов был завербован во время командировки в Монгольскую народную республику (МНР) и по заданию вербовщиков «принимал участие в составлении плана захвата Монголии Японией и вредительской работе в Монгольской народной армии». Более того, следствие считало, что в 1933 году не Москва отозвала Давыдова из командировки, а японская разведка: «В 1933 году для проведения шпионской работы Давыдов из Монголии был послан в Москву, где связался с Даризапом, последнего снабжал шпионскими материалами по Военной академии имени т. Фрунзе». В Москве Иван Васильевич якобы собирал и передавал японцам сведения об учащихся монголах в военных и гражданских учебных заведениях, а также списки инструкторского состава в МНРА. Затем он был завербован и в «военно-фашистский заговор».

Имя Давыдова есть в сталинском расстрельном списке № 2 от 20 августа 1938, с особой отметкой «бывшие военные работники, подлежащие суду Военной коллегии Верхсуда СССР». В нем 208 имен. Список одобрен Сталиным и Молотовым.

25 августа 1938 года Давыдову был вынесен смертный приговор, который был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 42 года.

Иван Васильевич Давыдов был реабилитирован в 1956 году.

При подготовке текста была использована биографическая справка о И.В. Давыдове с сайта «Расстрелянное поколение. 1937-й и другие годы».


Михаил Иванович Кочетков родился в 1900 году в селе Старое Юрьево Тамбовской губернии. Он получил среднее образование, в советские годы вступил в ВКП(б), одно время служил полковым комиссаром, а позднее работал начальником 2-го отделения финансового отдела при наркоме по делам ВМФ СССР.

Михаил Иванович был арестован через неделю после своего соседа – 17 марта 1938 года. Репрессии в РККА были в самом разгаре. Если в 1937 году «чистки» коснулись в основном командного состава (например, по «делу Тухачевского» были расстреляны восемь лучших командиров Красной армии), то в 1938-м участниками «военно-фашистского заговора» в армии стали почти 40 тыс. военнослужащих самых разных воинских званий во всех военных округах. По свидетельству историков, державших в руках 20-томное «дело Тухачевского», никаких доказательств вины фигурантов там нет, а «признательные показания» после проведенной МВД почерковедческой экспертизы были охарактеризованы как данные под мерами физического воздействия.

В «Сводке важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 27 марта 1938 года» приводятся выдержки из допроса Кочеткова, который проводили следователи Елисаветский и Силинцев: «Дал первичные показания о том, что является участником антисоветского военного заговора, в который был завербован в мае 1937 года бывшим начальником финотдела НКО Перцовским З.Д. (арестован)». Согласно версии следователей, Кочетков якобы должен был во время ревизии деятельности финансовых органов округов всячески скрывать факты «антисоветской работы участников антисоветского заговора, работающих в финансовых органах РККА». Тогда, как следует из этой сводки, были арестованы начальники финотделов многих военных округов. При этом Кочетков якобы состоял также в «троцкистской подпольной организации».

Имя Кочеткова есть в сталинском списке от 20 августа 1938 года. 3 сентября Военная коллегия Верховного суда этот приговор огласила: высшая мера наказания за участие в «военно-фашистском заговоре». В тот же день Кочетков был расстрелян, не дожив до 40 лет. Тогда же был расстрелян и начальник финотдела Наркомата обороны Перцовский.

Михаил Иванович Кочетков был реабилитирован в 1958 году.

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Леонид Варшавский
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о четырнадцати репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.

Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.