Четырехэтажный дом по этому адресу был построен в 1932 году в стиле конструктивизма. В этом доме с молодой женой жил Григорий Семенович Саакян. Сегодня мы установили ему памятный знак. Заявку на установку таблички подала его племянница Наталия Гольман.
Григорий Семенович Саакян родился в 1908 году в селе Герюсы Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии (ныне – город Горис в Армении) в смешанной семье: его отец Семен Саркисович Саакян был армянином, мать Анна Яковлевна Хайкина – еврейкой. «Отец мой, происходящий из середняцкой крестьянской семьи, в это время учился в Баку. Мать моя, народная учительница, помогала ему материально. Все свое детство я провел с матерью, которая работала в Баку, в то время как отец учился в Петербурге», - напишет позже в автобиографии Григорий Семенович.
Семен Саркисович получил высшее образование по специальности инженер-экономист. Он активно участвовал в политической жизни. В 1905 году он вступил в Партию социалистов-революционеров (партия эсеров), а в 1917 году был избран председателем Бакинского совета рабочих и солдатских депутатов, был делегатом на Первом Всероссийском съезде советов от партии эсеров.
В 1920 году семья переехала в Германию, куда мать Григория была направлена в командировку по линии Центросоюза, где она к тому моменту работала. Семен Саркисович и Анна Яковлевна работали в советском торгпредстве в Берлине. К тому моменту Саакян-старший отошел от политической деятельности, но это не спасло его позже от репрессий.
Григорий окончил в 1925 году немецкое реальное училище в Берлине и поступил в техникум в саксонском городе Митвайда. «Он был веселым молодым человеком, играл в любительских спектаклях, увлекался фотографией», - пишет о нем его племянница Наталия Гольман.
В годы учебы в техникуме Григорий вступил в местный комсомол и профсоюз, вел активную политическую работу. В декабре 1925 года во время антифашистского митинга он был ранен и вынужден был бросить учебу. Проработав некоторое время в компании Сименс, Григорий в марте 1927 года вернулся в Митвайду и восстановился в техникуме, но за профсоюзную деятельность в апреле 1928 года был исключен. Тогда Григорий поступил в инженерную академию в городе Штрелиц, где окончил курс по машиностроительному отделению.
В 1928 году Григорий Саакян вступил в Компартию Германии, но, как объясняет он в автобиографии, «в связи с провокацией в партийной организации в Штрелице я был принужден сперва отойти от партийной работы, <…> а потом 20 мая 1930 года вообще выехать из Штрелица». Получить диплом академии он не успел.
В Берлине он устроился на работу в советское торгпредство. К тому моменту его родители уже вернулись в СССР.
«Гриша вел активную политическую жизнь, был убежденным коммунистом. Он часто посещал Клуб советских студентов, где познакомился с немецкой девушкой Ирмой Шиллинг, которая тоже была коммунисткой. Вскоре они поженились», - пишет Наталия Гольман.
В ноябре 1930 года молодожены переехали в Москву. Григорий устроился на работу в Металлоимпорт, но уже в январе 1931 года его призвали в ряды РККА. Он был направлен в качестве военнопроизводственника в Центральный аэрогидрономический институт (ЦАГИ), в котором проработал до июня 1932 года. Затем он был переведен на завод № 22. К моменту ареста он работал помощником начальника 2-го отдела проектно-исследовательского института «ИНБ» (Институт неметаллической брони) при Наркомате тяжелой промышленности.
Вернувшись в СССР из Германии, Саакян подал в Коминтерн заявление о переводе из компартии Германии в ВКП(б). Но в 1933 году во время партийной «чистки» он был исключен из партии, а в начале 1936 года восстановлен как кандидат в члены ВКП(б). Но полноценно вернуться в ряды коммунистов он не успел.
Григорий Саакян был арестован 11 сентября 1936 года и в январе 1937 года приговорен к пяти годам тюремного заключения «по подозрению в шпионской деятельности». Наказание он отбывал в Суздальской тюрьме. «Первый год от него приходили письма, но потом связь оборвалась, и все попытки узнать что-либо о его судьбе были безрезультатны», - пишет Наталия Гольман.
А связь оборвалась, потому что 26 октября 1937 года тройка УНКВД по Ивановской области вынесло Григорию Саакяну новый приговор – расстрел – по обвинению в «распространении среди заключенных контрреволюционных пораженческих слухов».
Точная дата расстрела Григория Саакяна нам не известна. Есть только служебная записка о том, что 20 декабря 1937 года он «выбыл по 1-й категории по 2-му лимиту» из Суздальской тюрьмы, что в те времена, как и фраза «10 лет без права переписки», фактически означала расстрел.
2 сентября 1937 года был арестован отец Григория. Саакян-старший к тому моменту преподавал экономику и статистику в системе Наркомата внешней торговли. Семена Саркисовича обвинили в «предательстве 26 бакинских комиссаров и контрреволюционной деятельности» и через три месяца после ареста – 9 декабря 1937 года – приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 11 декабря 1937 года. В октябре 2017 года «Последний адрес» установил ему памятный знак на доме, где жил Семен Саркисович.
Жена Григория Саакяна, Ирма, скрывалась, сильно бедствовала, во время войны уехала в Казахстан с медицинским эшелоном. После войны ей удалось вернуться в Германию при посредничестве президента ГДР Вильгельма Пика. Она работала в Берлине заведующей кафедрой русского языка в Гумбольдском университете.
Григорий Семенович Саакян был реабилитирован в 1958 году за отсутствием состава преступления.
Архивные фотографии и документы
Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео