Москва, Медовый переулок, 12
На карте На карте

| 05 декабря 2021

Кирпичный четырехэтажный дом № 12 по Медовому переулку был построен в 1926-1932 годах по заказу РЖСКТ «Бауманское объединение». В 1950-х годах в здании было достроено два этажа и установлены лифты.

Согласно базам «Мемориала», по меньшей мере два жильца этого дома стали жертвами политических репрессий. Сегодня мы установили табличку одному из них.

Петр Соломонович Розен родился в 1890 году в Кременчуге в семье арендатора. К сожалению, мы мало что о нем знаем – его следственное дело хранится в архивах ФСБ. Известно, что Петр Соломонович получил высшее образование, скорее всего, медицинское, и всю жизнь посвятил микробиологии.

В 1920-х годах он работал в эпидемиологическом отделе Института инфекционных болезней им. И.И. Мечникова в Москве, директором которого был профессор С.В. Коршун. В 1927 году была опубликована научная работа доктора Розена «Практическое руководство по бактериологической технике» (под редакцией Коршуна).

Сталинские репрессии не обошли стороной и ученых-микробиологов. «Наши ученые пали жертвой активной вирулентной деятельности органов ГПУ-МГБ, временами косившей советскую науку с силой и эффективностью, которой могла бы позавидовать самая тяжелая и массовая инфекция, – пишет в своей книге "На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года" патологоанатом Я.Л. Рапопорт. – Характерной была и избирательность объектов их активности в разные периоды, как и при некоторых инфекционных эпидемических болезнях. Эта избирательность коснулась и микробиологов, и первой ее жертвой в хронологическом порядке надо назвать Институт им. Мечникова во главе с его руководителем, крупным ученым микробиологом С.В. Коршуном. В 1930 году он и ряд сотрудников этого института были арестованы. Некоторые из них вышли из заключения, С. В. Коршун не вернулся, погиб там». Среди ученых, проходивших по этому делу, по разным источникам, был и Петр Соломонович. Он был приговорен к трем годам ссылки.

К моменту второго ареста Розен работал научным руководителем Бактериологического института Мосгорздравотдела и заведующим кафедрой 3-го Московского медицинского института.

«Следующая большая группа крупнейших микробиологов была репрессирована в годы массовых репрессий (1937–1939 годы). В числе их – замечательные ученые, внесшие большой вклад в науку, в ее организацию, в подготовку кадров микробиологов, в борьбу с инфекциями, – Барыкин, Кричевский, Любарский, Гартох, Великанов и другие. Все они были обвинены в антисоветской деятельности и вредительстве, каждый в своей специальной научной и практической области. Все они, разумеется, в этом признались и понесли соответствующее наказание – расстрел. <…> Аналогичные по общему характеру были обвинения в адрес других микробиологов и все приговоры выносились без привлечения научной экспертизы для их обоснования. Вместо этого в деле арестованных микробиологов были клеветнические доносы некоторых их бездарных коллег», - продолжает свой рассказ профессор Я.Л. Рапопорт, который во второй половине 1950-х годов, когда шел процесс реабилитации репрессированных в годы Большого террора, получил доступ к материалам следственных дел многих репрессированных микробиологов.

Во второй раз Петр Соломонович был арестован 10 марта 1938 года. Его обвинили в «участии в контрреволюционной организации» и «шпионаже». «Следствие» по этому делу шло больше года и завершилось расстрельным приговором, который был оформлен 14 апреля 1939 года. Приговор был приведен в исполнение на следующий день. Петру Соломоновичу было 49 лет.

«Эти аресты были, по существу, разгромом советской микробиологии накануне нависшей уже войны с ее угрозой применения бактериологического оружия, разработка которого и средств защиты от него энергично велась в разных странах. Кому было на руку уничтожение микробиологической элиты в такое время, как, кому было на руку уничтожение военной элиты и массы ученых, специалистов разных областей остается областью догадок и предположений, связанных с именем Сталина», - заключает Я.Л. Рапопорт.

Петр Соломонович Розен был реабилитирован в 1955 году.

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Оксана Матиевская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о четверых репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.

Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.