Трехэтажный дом № 29 на Канонерской улице в Большой Коломне был построен в 1883-1884 годах как дом для диаконов и псаломщиков расположенной рядом Покровской церкви (снесена в 1934 году). Здесь жил перед своим первым (в 1922 году) и вторым (в 1929 году) арестами Дмитрий Гаврилович Любимов, архиепископ Гдовский Димитрий, один из создателей и фактический руководитель иосифлянского движения в первые два года его существования. Это движение в Русской православной церкви возникло в СССР в конце 1927 года и объединило представителей духовенства и мирян, вслед за митрополитом Ленинградским Иосифом (Петровых) отвергавших Декларацию заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года о полной лояльности власти.
Дмитрий Гаврилович Любимов родился в 1857 году в городе Ораниенбауме Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье митрофорного протоиерея Гавриила Марковича Любимова. После окончания семинарии в 1878 году и Духовной академии в 1882 году в Петербурге он был направлен псаломщиком в Никольскую церковь при Российском посольстве в Штутгарте, где священником служил его старший брат Сергий. Вернувшись домой через два года, он устроился преподавателем латыни в Ростовское Димитриевское духовное училище.
6 мая 1886 года Любимов был рукоположен во иерея в петербургском Исаакиевском соборе и получил назначение в дворцовую Пантелеимоновскую церковь Ораниенбаума. Параллельно он работал законоучителем Ораниенбаумского городского училища. В сентябре 1895 года Дмитрий Гаврилович сменил своего отца на должности настоятеля церкви св. Архангела Михаила – главного храма Ораниенбаума, а через три года его перевели третьим священником в петербургскую Покровскую церковь в Большой Коломне. Здесь, как пишет его биограф профессор Михаил Шкаровский, «он за три десятилетия последующего служения снискал большую любовь, авторитет у своих прихожан и получил многочисленные церковные награды».
После Октябрьской революции для церкви наступили тяжелые времена. Коснулись они и Покровской церкви. 24 апреля 1922 года о. Димитрий стал свидетелем изъятия из его церкви ценностей, а через три месяца ему пришлось занять место арестованного настоятеля. С самого начала служения на новом посту ему довелось отстаивать свободу произнесения проповедей без предварительного согласования, а также бороться с обновленчеством в церкви. Отец Димитрий отказался признать его и вошел в число основателей так называемой Петроградской автокефалии.
5 сентября 1922 года протоиерей Дмитрий Любимов и еще 20 священников и мирян были арестованы. Его единственный допрос по этому делу состоялся на следующий день, 6 сентября. Следователя интересовала информация о «подпольной организации духовенства в Петрограде», но о. Димитрий на все вопросы отвечал: «О существовании каких-либо организаций в Петрограде мне ничего не известно» (цитируется по статье М. Шкаровского).
Следствие было скорым, и уже 13 сентября было вынесено обвинительное заключение. 22 человека, в том числе и о. Димитрия, обвинили в «антисоветской деятельности в рамках религиозного объединения». 26 сентября 1922 года 19 человек «как стоящие на особом учете как неблагонадежных в политическом отношении… для пресечения дальнейшей антисоветской деятельности» были высланы из Петрограда на три года.
Поначалу о. Димитрий отбывал ссылку в казахском городе Уральске, но в начале 1923 года его перевели в город Теджен Закаспийской области (ныне – Туркменистан). 1 марта 1925 года по постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 сентября 1924 года он в числе 14 осужденных по делу петроградской группы духовенства был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград в конце марта.
В 1925 году о. Димитрий принял монашеский постриг, был возведен в сан архимандрита. В январе 1926 года он был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии.
Епископ Димитрий был ближайшим сподвижником митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), которого Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) под нажимом властей сместил с Ленинградской кафедры. В декабре 1927 года о. Димитрий возглавлял делегацию представителей ленинградских клириков и мирян к митрополиту Сергию, которые безуспешно пытались убедить его пересмотреть политику сотрудничества церкви с богоборческой советской властью.
26 декабря 1927 года епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин) подписали акт официального отделения от митрополита Сергия. 30 декабря митрополит Сергий и Временный Синод приняли постановление о запрещении о. Димитрия в служении.
С начала января 1928 года о. Димитрий служил в соборе Воскресения Христова (Спас-на-крови). В феврале митрополит Иосиф поручил ему временное управление Ленинградской иосифлянской епархией. О. Димитрий фактически возглавил иосифлянское движение, активно пропагандируя его идеи в разных епархиях.
7 января 1929 года митрополит Иосиф возвел Димитрия в сан архиепископа.
«Вся деятельность иосифлян проходила под постоянной угрозой репрессий, и отец Димитрий понимал неизбежность своего ареста, - пишет профессор Шкаровский. - В сообщении Ленинградского представительства ОГПУ в Москву начальнику 6-го отделения Е. Тучкову от 29 декабря 1928 года говорилось о беседе 17 декабря на квартире руководителя всего иосифовского движения епископа Дмитрия Гдовского. Дмитрий собравшимся священникам высказывал свое опасение, что он чувствует, что скоро его ГПУ арестует».
В конце 1929 – начале 1930-х годов ОГПУ осуществило первую масштабную операцию по разгрому иосифлянского движения. Всего в Ленинградской области с 23 ноября 1929 года по 25 февраля 1930 года было арестовано более 50 человек, священнослужителей и мирян. Из них 46 прошли по сфабрикованному групповому делу Всесоюзного центра «Истинно-православной церкви» (ВЦ ИПЦ).
29 ноября 1929 года архиепископ Димитрий был арестован на даче в поселке Тайцы. Его обвинили в том, что он «состоял фактическим руководителем церковной группы "Защита истинного православия", совместно с руководящим ядром этой группы вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву и свержению Советской власти. Принимал духовенство и руководил этой группой по СССР». При обыске был конфискован личный архив священника: фотографии, переписка, личная печать и 150 рублей.
Первый допрос архиепископа Димитрия состоялся 4 декабря 1929 года. Затем его допрашивали еще трижды. «Он не скрывал своих убеждений, и, в частности, резко негативного отношения к политике митрополита Сергия, - рассказывает профессор Шкаровский. – Так, на допросах 6 и 13 декабря 1929 года он говорил: «От митрополита Сергия мы отошли и не признаем его своим духовным руководителем по следующим причинам: 1) перевод митрополита Иосифа из Ленинграда в Одессу, 2) учредил незаконно самовольно Синод, 3) после выпуска митрополитом Сергием декларации мы требовали изменения курса церковной политики – прекратить перемещения епископов и категорически отрицаем, что радости Соввласти – наши радости. Мы не можем радоваться гонению и разорению церквей, т.е. тому, что радует Соввласть и 4) это указ о молении за власть, за власть отрицающую Бога… Мы – иосифляне – сохраняем истинное православие. Как истинно-православные мы выступали против декларации митрополита Сергия с требованием изменить курс церковной политики. Мы считаем, что своей декларацией митрополит Сергий подчинил церковь антихристовой власти. Мы не можем сочувствовать политике Соввласти за гонения, преследования и разрушение православной церкви».
Последний допрос о. Димитрия состоялся 20 января 1930 года и лишь через полгода, 22 июня 1930 года, стало известно обвинительное заключение. По делу проходило 44 человека, в том числе 23 священнослужителя. Согласно обвинению, руководящий центр «контрреволюционной организации» находился в храме Воскресения Христова, где служил о. Димитрий. Обвиняемые, по мнению следствия, «превращали церкви в очаги своей контрреволюционной монархической деятельности», особенно активно действуя в деревнях. Была составлена схема «контрреволюционной организации» с центром в Ленинграде и филиалами в Воронеже, Серпухове, Новгороде, Пскове, Вятке, Великом Устюге, Одессе, Екатеринославе, Стародубе, на Кубани и Северном Кавказе.
3 августа 1930 года Коллегия ОГПУ вынесла приговор по делу ВЦ ИПЦ. 21 августа 1930 года были расстреляны священники Сергий Тихомиров и Николай Прозоров. 73-летнего архиепископа Димитрия от смертной казни спас, по всей видимости, возраст – его приговорили к 10 годам заключения в лагерь и отправили на Соловки.
В Соловецком лагере Дмитрий Любимов пробыл недолго – с 24 сентября по 22 ноября 1930 года. Затем его этапировали в Бутырскую тюрьму в связи с новым делом так называемого «Всесоюзного центра церковно-монархической организации "Истинное Православие"», будто бы существовавшего в Москве. По мнению следствия, архиепископ Димитрий был заместителем митрополита Иосифа (Петровых) в этом центре и «насаждал на периферии ячейки этой организации, куда посылал своих представителей». Любимов якобы «инструктировал приезжавших к нему участников организации, требуя от них борьбы с колхозным строительством, пропаганды повстанчества, подготовки поддержки интервенции, которую он и другие участники организации ждали в ближайшее время. Кроме того, Любимов распространял контрреволюционную литературу организации».
3 сентября 1931 года постановлением Особого совещания Коллегии ОГПУ Дмитрий Любимов был приговорен к 10 годам заключения.
Наказание о. Димитрий отбывал в Ярославском политизоляторе для особо важных политзаключенных. Его дочь Вера Дмитриевна Любимова неоднократно обращалась в Политический Красный Крест за помощью в получении информации об отце. Из сохранившихся в архиве ее писем в Помполит можно понять, что какое-то время она получала от отца письма, отвозила и посылала ему передачи, и до осени 1932 года имела право на свидание с ним.
17 мая 1935 года архиепископ Димитрий умер в Ярославском политизоляторе в возрасте 77 лет.
В июне 1935 года Вера Дмитриевна вновь обратилась за помощью в Помполит: «Прошу сообщить мне, где находится мой отец, Дмитрий Гаврилович Любимов. До конца апреля он находился в политизоляторе в Ярославле. В мае от него уже не было писем. От 24 мая вернулась продуктовая посылка, и на обратном бланке за подписью делопроизводителя сообщалось, что там его "не имеется". Прошу не задерживать ответа, так как лишение продуктовых посылок в его преклонном возрасте и при его состоянии здоровья может на нем гибельно отразиться».
Архиепископ Димитрий был канонизирован РПЦЗ в 1981 году и включен в Собор новомучеников и исповедников российских.
По заключениям Прокурора г. Ленинграда от 27.09.1989 года и Главной военной прокуратуры от 22.03.1994 года Дмитрий Гаврилович Любимов реабилитирован.
***
При подготовке материала о Дмитрии Любимове была использована статья проф. М. Шкаровского «Архиепископ Гдовский Димитрий и новомученики-иосифляне».
Церемония установки таблички проекта "Последний адрес": фото