Москва, 1-й Щипковский переулок, 18
На карте На карте

| 19 декабря 2021

Здание, которое стояло по этому адресу в 1930-х годах, не сохранилось, на этом месте под тем же номером в 1964 году был построен новый дом. Заявку на установку таблички подала правнучка репрессированного Александра Асатурова.


П.Г. Великов, около 1930 года

Петр Григорьевич Великов родился в 1900 году в селе Красное Веневского уезда Тульской губернии (ныне – Московская область) в зажиточной крестьянской семье. Он получил лишь начальное образование – три класса сельской школы. В 1918 году Петр перебрался в Москву, где устроился работать шофером.

С 1918 по 1922 год Петр служил рядовым в Красной Армии.

Первый раз, судя по справке из следственного дела, Великова арестовали в 1926 году за соучаствие в даче взятки и приговорили к трем годам лишения свободы, но через семь месяцев освободили, а в 1930 году судимость сняли.

К моменту второго ареста Петр Григорьевич работал шофером на 1-м дрожжевом заводе. У него была жена и трое детей: 18-летний сын Семен, 15-летний сын Валентин и 13-летняя дочь Евгения.

Во второй раз Великова арестовали 27 ноября 1937 года по доносу. В деле есть справка об аресте от 24 ноября 1937 года, в которой сообщается, что «в Кировское районное отделение УГБ УНКВД по МО поступили сведения о том, что Великов происходит из кулаков, хозяйство которого раскулачено, в Москве занимался извозом, имел двух лошадей, двух наемных рабочих. <…> антисоветски настроен, ведет среди окружающих антисоветскую агитацию, распространяет провокационные слухи».

Всего через девять дней после ареста, 5 декабря 1937 года, тройка при УНКВД вынесла ему приговор – 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Где точно он отбывал срок, неизвестно, но, согласно архивной справке, скончался в заключении 6 марта 1939 года. «Из ссылки он успел передать только одно письмо домой, на какой-то тряпке, больше сведений о нем не было, где он захоронен, нам не известно», - написала нам его правнучка Александра Асатурова.

Петр Григорьевич Великов был реабилитирован в 1956 году. В постановлении о реабилитации говорится о том, что он был осужден «неосновательно». Дело было прекращено «за недоказанностью обвинения».

Жена Петра Григорьевича, Александра Федоровна, так и не узнала правды о судьбе мужа. Она скончалась через два года после его ареста от рака желудка. Младшие сын и дочь остались на попечении старшего сына Семена, который к тому моменту преподавал в музыкальном училище.

Архивные фотографии и документы следственного дела

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Давид Крихели

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.