Бердск, улица Карла Маркса, 24
На карте На карте

| 25 февраля 2022

В конце 1950-х годов город Бердск практически полностью попал в зону затопления в результате строительства Новосибирской ГЭС и образования искусственного «Обского моря» - Новосибирского водохранилища. В 8 км от старого города был выстроен новый, куда были перенесены несколько разобранных деревянных строений из старого города. Но двухэтажный дом на улице Советской, где располагалась фотоателье, в котором работал фотограф Георгий Петрович Путинцев, и дом на улице Коммунистической, где он жил с семьей, не сохранились.

Ввиду уникальности ситуации было принято решение установить табличку на одном из новых зданий. Выбор дома № 24 по улице Карла Маркса не случаен: здесь находится редакция газеты и сайта «Курьер. Среда. Бердск», чей главный редактор Галина Коморникова и подала заявку на установку памятного знака. Бердский фотограф Путинцев в 1930-е годы работал в местной газете. Благодаря его фотографиям мы знаем, как выглядел город до затопления. Можно сказать, что его последним адресом стал весь город Бердск, ушедший под воду через 20 лет после его расстрела как «врага народа».

В бердском историко-художественном музее хранится большая коллекция снимков, сделанных в 1920-1930-х годах Путинцевым, но о его жизни известно очень мало. В 2006 году священник Игорь Затолокин, искавший в архивах Новосибирского ФСБ документы о репрессированных служителях культа, в одном из следственных дел увидел имя фотографа. Как выяснил священник, в следственном деле Путинцева совсем немного документов: постановление об аресте, два протокола допроса, анкета арестованного, выписка из постановления тройки НКВД по Новосибирской области о приведении смертного приговора в исполнение.

Георгий Петрович Путинцев родился в 1894 году в городе Жаркент (Казахстан, одно время город носил название Джаркент) в семье портного. Как рассказали в редакции газеты «Курьер. Среда. Бердск», журналисты которой занимались поиском информации о Путинцеве, на редакционный запрос из Жаркента пришел ответ: «Актовой записи о рождении Путинцева Георгия Петровича не имеется».

Георгий рано остался без родителей: его мать скончалась в 1906 году, отец - в 1910-м. Мальчик окончил лишь три класса начальной школы и, по всей видимости, рано начал работать.

Не совсем понятно, служил ли Георгий в царской армии, а затем – в белой армии. В анкете арестованного в графе о службе в белой армии он собственноручно пишет: «не участвовал», а через два дня, на втором допросе, он уже «сознается», в том, что служил в белой армии в звании прапорщика.

К моменту ареста Георгий Петрович работал фотографом в Деткомиссии в городе Бердске.

«Покойная ныне старожил Бердска Елизавета Белова рассказывала, что в детстве жила напротив дома Путинцевых. По ее словам, всем было очень жалко, когда Георгия Петровича увез «черный воронок», - пишет в статье о Путинцеве журналист газеты «Курьер. Среда. Бердск» Анастасия Солодкова. - «Его все уважали. Он не пьянствовал и вообще вел очень благопристойный образ жизни. Высокий был, стройненький, с черненькими усиками», - вспоминала Елизавета Никитична.

Анна Путинцева с сыном Геннадием

Со слов Беловой, женой Путинцева была Анна Степановна Бубеннова, работавшая акушеркой в местной больнице (по другой информации, фельдшером). Но в деле «врага народа» она упоминалась как «фотолаборант в поселке Бердск» или как «домохозяйка». У них был сын Геннадий Путинцев, «хулиганистый мальчик» и, возможно, неродной сын Георгия Петровича. Как вспоминала Елизавета Белова, отец «держал Генку в ежовых рукавицах»».

Георгия Петровича арестовали 15 декабря 1937 года. Его обвинили в «контрреволюционной кадетско-монархической деятельности». На допросе фотограф «признался» в том, что был членом «Российского общевоинского союза».

По всей видимости, Путинцев попал под репрессии по сфабрикованному органами УНКВД по Западно-Сибирскому краю т.н. делу о «эсеро-ровсовском заговоре», которое началось в июле 1937 года и завершилось в марте 1938 года. «Акция представляла собой совокупность операций по ликвидации «кадетско-монархических», «эсеро-монархических» и «эсеро-ровсовских» организаций, якобы созданных под руководством белых генералов, пытавшихся сформировать повстанческую армию из кулаков, казаков и офицеров на территории Сибири», - пишет в статье «"Ровсовская операция" НКВД в Западной Сибири 1937-1938 годов» историк Н.Н. Аблажей. Штабом этой «армии» якобы была кадетско-монархическая, повстанческая организация «Союз спасения России», которую, по версии следователей НКВД, создал в Томске в 1933 году бывший князь Волконский по заданию белогвардейских зарубежных организаций «Союз братства русской правды» и «Российский общевоинский союз». Организация якобы должна была «поднять вооруженное восстание и добиться свержения Советской власти». Штабы «Союза спасения России» были якобы созданы в разных городах Западной Сибири, в том числе в Томске, Новосибирске, Барнауле. Как следует из спецсообщения тогдашнего наркома внутренних дел Николая Ежова Сталину о раскрытии заговора РОВС от 13 декабря 1937 года, к тому моменту «всего по делу Западно-Сибирской организации РОВС арестовано и осуждено 15 203 человека».

 
Выписка из протокола заседания тройки                                                             Выписка из акта о расстреле

Суд над Путинцевым был скорым – через девять дней после ареста бердскому фотографу было зачитано обвинительное заключение, а на следующий день, 25 декабря, его расстреляли. Ему было 43 года.

Анна Степановна пережила мужа на год и скончалась во время операции на сердце. В 1943 году из Бердска исчез их сын Геннадий. По некоторым данным, он мог попасть в дурную кампанию и, возможно, даже в тюрьму. Следов его до сих пор найти не удалось.

Георгий Петрович Путинцев был посмертно реабилитирован в 1956 году «за отсутствием состава преступления».

В Бердске живет родственница Путинцева, Раиса Барышева, племянница жены фотографа, Анны Степановны. Ей было всего четыре года, когда не стало Георгия Петровича. Раиса Филипповна, к сожалению, ничего не знает о судьбе его сына и думает, что род Путинцевых на нем прервался.

«Моя мама умерла в 1937-м. И я звала Анну Степановну второй мамой. Тетя часто брала меня к себе в гости. Жили они по тем временам неплохо. Хотя их дом нельзя было назвать богато обставленным. В комнатах была простая обстановка, без излишеств. Но одевались они очень хорошо, - поделилась своими воспоминаниями с бердскими журналистами Раиса Филипповна. - Однажды в гостях у тети я взяла ножницы и порезала на столе всю клеенку. Анна Степановна еще ничего, а вот Жорж, все почему-то именно так называли Георгия Петровича, ни слова не говоря, взял меня за шиворот и забросил на печку. Нет, Жорж не был злым. Он был строгим. Никогда не ругал, но и не баловал».

В 2016 году Издательский дом «БукЪвица», в который входит газета «Курьер. Среда. Бердск», выпустил книгу к 300-летию Бердска, где впервые был опубликован портрет фотографа Георгия Путинцева. В 2019 году в Бердском историко-художественном музее состоялась выставка «Фотограф из старого Бердска. Прерванная история», на которой впервые были представлены более 100 снимков со штемпелем «Путинцев Г. П.».

Церемония установки таблички "Последнего адреса"

Фотостудия Г.П. Путинцева (дом не сохранился). Фото: Г.П. Путинцев.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.