Санкт-Петербург, Загородный проспект, 24
На карте На карте

| 22 мая 2022

Дом № 24 по Загородному проспекту был построен архитектором Александром Пелем в 1857 году и перестроен Александром Лишневским в 1915 году. Известен как доходный дом А. Королевой и позднее - Ш.З. Иоффа. В годы Первой мировой войны в этом здании размещался городской лазарет имени бельгийского короля Альберта.

В годы Большого террора были арестованы и расстреляны как минимум трое жильцов этого дома. Сегодня мы установили им памятные знаки. Таблички установлены по инициативе нынешних жильцов дома.

Елизавета Ивановна Мулло родилась в 1902 году в Новой деревне в большой семье финнов Анны Ивановны и Ивана Ивановича Мулло. Елизавета была старшей дочерью в семье. На момент ареста в 1937 году у 35-летней Елизаветы Ивановны было четыре брата (Иван, 33 года; Петр, 22 года; Тойво, 18 лет; Эйно, 16 лет) и четыре сестры (Айно, 28 лет; Лилия, 22 года; Герта, 14 лет; Тюне, 11 лет).

Новая деревня, в которой родилась Елизавета, с 1927 года входила в состав Красногвардейского района Ленинградской области. Иван Мулло родился в деревне Ваялово (Вайлово) того же района, Петр – в деревне Кокколово: это все бывшие финские ингерманландские поселения на территории нынешнего Гатчинского района Ленинградской области.

Несмотря на то, что родители были крестьянами, Елизавета Ивановна получила высшее образование. Она окончила Педагогический институт им. Герцена по специальности «педагог» и с 1923 года работала в школе № 16 Володарского района Ленинграда.

Из анкеты арестованной следует, что Елизавета Ивановна воспитывала сына Альберта, которому к моменту ее ареста было всего три года.

Елизавета Ивановна была арестована ленинградским НКВД в самом начале учебного года – 5 сентября 1937 года. Ее обвинили в «шпионаже, антисоветской пропаганде и организованной контрреволюционной деятельности». Комиссией НКВД и прокуратуры СССР 10 ноября 1937 года она была приговорена к расстрелу и 15 ноября 1937 года расстреляна в Ленинграде. Ей было 35 лет.

Памятные знаки Елизавете и Ивану Мулло на Левашовской пустоши

За 10 дней до ее гибели в Ленинграде был арестован ее брат, Иван Иванович Мулло. Он работал начальником автоколонны Управления шоссейных дорог УНКВД Ленинградской области. По приговору Комиссии НКВД и прокуратуры СССР он был расстрелян 3 января 1938 года.

Дядя Елизаветы Ивановны по матери, 48-летний Петр Иванович Останен, был арестован на месяц раньше Елизаветы Ивановны (5 августа 1937 года) и расстрелян в Ленинграде 13 сентября 1937 года. Он был рабочим ОРСа совхоза «Сталь».

В книге памяти Пермской области есть запись об аресте и расстреле в 1938 году Павла Ивановича Мулло, 1896 года рождения, уроженца деревни Кокколово Красногвардейского района Ленинградской области. Неизвестно, был ли он как-то связан родственными узами с семьей Елизаветы Ивановны Мулло, но точно родился в тех же местах.

Рассказывает Галина Толстая, племянница Елизаветы Ивановны (Лизы, как она ее с любовью называет): «Всего из девяти детей, выросших в этой семье, двое были расстреляны, Петр и Айна умерли в блокаду, Тойво пропал без вести в начале войны. Моя мама уже в блокаду перебирала мешки с письмами на Главпочтамте и совершенно случайно нашла записку от него: «Сижу на машине, жду командира, как будет адрес – напишу».

Из Вайялово, где был семейный дом, от наступающих немцев бабушка с дедушкой и семилетним сыном Лизы успели уйти в Ленинград. Поселились в Лизиной комнате на Загородном, 24. Там родители и старшая из оставшихся сестер умерли. А трех выживших сестер и их племянника в июне 1941 года в 24 часа оттуда депортировали в Сибирь как финнов. Тогда пропал и последний семейный альбом с фотографиями. Вернуться в Ленинград удалось только в начале 1950-х. Но уже по другому адресу.

Фотографию Лизы я получила несколько лет назад от троюродной сестры. И, наконец, увидела лицо той, память о которой с юности храню в своем сердце. Как и о ее расстрелянном брате Ване. Его последний адрес был Невский (тогда пр. 25 Октября), 100, кв.1. Там были, кажется, арестованы и его соседи».

В память о Елизавете и Иване Мулло на «ингерманландском участке» мемориального кладбища «Левашовская пустошь» в 2017 году их родные установили памятные знаки.

Елизавета Ивановна Мулло была реабилитирована в 1989 году.

В память о Елизавете и Иване Мулло на «ингерманландском участке» мемориального кладбища «Левашовская пустошь» в 2017 году были установлены памятные знаки (вероятно, кем-то из потомков большой семьи Мулло).

В книге памяти Пермской области есть запись об аресте и расстреле в 1938 году Павла Ивановича Мулло, 1896 года рождения, уроженца деревни Коколово Красногвардейского района Ленинградской области. С большой вероятностью он тоже был родственником Елизаветы Ивановны.

Иосиф Абрамович Дорнер родился в 1892 году в Одессе в семье мещанина, как следует из анкеты арестованного. В 1910 году он окончил промгимназию по специальности «счетоводный работник». На момент ареста в 1937 году Дорнер был руководителем сектора сбыта Дома печати, расположенного недалеко от его дома, на Фонтанке. Членом партии на момент ареста он не был.

Иосиф Абрамович был женат на Сарре Львовне Месенжиковой 1905 года рождения, они воспитывали дочь Ларису, которая родилась в 1934 году. Известно также, что у него была сестра – Е.А. Дорнер, которой в 1937 году было 48 лет.

Как следует из следственного дела 1937 года, еще в 1924 году Дорнер был выслан на два года в город Братск Иркутской губернии «за службу в казино».

Иосиф Абрамович был арестован 2 ноября 1937 года по подозрению в «измене Родине, шпионаже и антисоветской агитации» (статьи 51-8, 58-6, 59-10 УК РСФСР). Постановлением Комиссии НКВД и прокурора СССР от 21 апреля 1938 года он был приговорен к расстрелу. Приговор были приведен в исполнение 5 мая 1938 года в Ленинграде. Ему было 45 лет.

Иосиф Абрамович был реабилитирован в 1958 году «за отсутствием состава преступления».

Яков Венедиктович Адамчик родился в 1883 году в местечке Молчадь Слонимского уезда Гродненской губернии. По национальности поляк, «из семьи крестьянина-бедняка», судя по анкете арестованного. Образование имел низшее, в партии не состоял, работал проводником вагонов 2-го Отделения пассажирской службы Октябрьской железной дороги.

Жену Якова Венедиктовича звали Феодосия, к моменту ареста мужа ей было 39 лет. В семье было четверо детей: трое уже взрослых (Ольга, 1917 года рождения; Михаил, 1918 года рождения; Лидия, 1921 года рождения), а младшей – Нине – к моменту ареста отца было всего девять лет.

В архивном следственном деле Адамчика имеются сведения о том, что в 1922 году он был осужден по ст. 74 УК РСФСР (хулиганство) к полутора годам принудительных работ.

Яков Венедиктович был арестован 18 января 1938 года по обвинению в «террористической и диверсионной деятельности, антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации». «Двойка» (комиссия НКВД и прокурора СССР) 25 марта 1938 года приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2 апреля 1938 года. Ему было 55 лет.

Яков Венедиктович Адамчик был реабилитирован в 1957 году «за отсутствием состава преступления».

Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»: фото

Фото: Евгения Кулакова


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.