Москва, Житная улица, 14
На карте На карте

| 22 мая 2022

Дом по адресу Житная улица, 14, связанный с именем одной из жертв политических репрессий 1930-х годов, не сохранился, поэтому мы решили установить памятный знак на ближайшем к этому месту здании – доме № 10.

Альберт Карлович Опель родился в 1875 году в Богородске Московской губернии (ныне – Ногинск) в семье немцев-промышленников и до совершеннолетия, до 1896 года, оставался германским поданным. Приняв русское подданство, он очень скоро женился и тоже вступил на предпринимательскую стезю. В 1906 году Опель выкупил у своего тестя, Егора Егоровича Пельтцера (известная советская актриса Татьяна Пельтцер была внучкой брата Е.Е. Пельтцера), писчебумажную фабрику недалеко от Подольска, которая была на грани разорения. Опель переоборудовал ее, возвел на прилегающей территории новые хозяйственные постройки и жилые дома для рабочих. В 1910 году по проекту архитектора Воскресенского рядом была выстроена еще и так называемая казарма-общежитие – двухэтажное каменное здание для рабочих.

Фабрика начала приносить прибыль. За свои труды Альберт Карлович был удостоен звания личного почетного гражданина, которое давалось лицу любого сословия за общественно полезную деятельность в течение 10 лет.

С началом Первой мировой войны фабрика вновь столкнулась с трудностями из-за перебоев в поставках, и к 1917 году производство бумаги резко упало, а в 1919-м фабрика и остальное имущество семьи было национализировано.

У Альберта Карловича и его жены Софии было четверо сыновей и две дочери. Семья, как и многие, не избежала трагедий той эпохи. В 1934 году арестовали младшего сына Андрея, которому годом ранее исполнилось 20 лет, обвинили в «контрреволюционной деятельности» и отправили на три года в лагеря. В апреле 1938 года арестовали старшего сына Георгия (1898 г.р.), майора РККА, командира учебного батальона 14-й мехбригады в Наро-Фоминске. Сразу вслед за ним, 28 июня 1938-го, арестовали и самого Альберта Карловича, работавшего в тот момент преподавателем в Главном управлении учебных заведений Наркомлеса СССР. В справке на арест главы семьи, в частности, указано, что он «поддерживал связь со своим сыном Георгием – военнослужащим, ныне арестованным за шпионаж и участие в антисоветском заговоре». В июле арестовали сына Евгения (1899 г.р.), начальника производственного отдела треста Центроспецстрой МПС.

Из обвинительного заключения Альберта Карловича Опеля: «Опель в 1923 году был завербован для шпионской деятельности агентом германской разведки немцем Фусс Петер, прибывшим в СССР под видом коммивояжера германских и австрийских торговых фирм. В 1927 году был перевербован в германском посольстве в Москве и связан с агентом германской разведки, членом церковного совета кирки Бриллингом (осужден). По заданию Бриллинга завербовал для шпионской работы летчика Шмидикампера, бывшего заводчика Ауэ Феликса и бывшего фабриканта Гробовского. Собирал и передавал Бриллингу шпионские сведения о бумажной промышленности СССР. Совместно с Бельским (осужден) проводил вредительскую деятельность в Главлесбуме».

Альберт Карлович и его сын Георгий были осуждены за «шпионаж в пользу Германии» и приговорены к высшей мере наказания. В отношении старшего Опеля приговор был приведен в исполнение 19 октября 1938 года. Ему было 64 года. Точной даты расстрела Георгия нам не удалось найти в архивах, возможно, он был расстрелян в тот же день, что и его отец.

Обвинение сыну Евгению было вынесено в апреле 1939 года, все тот же «шпионаж». Его приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей, которые он отбывал на Колыме. В 1947 году к Евгению Альбертовичу смогла приехать его жена Тамара Васильевна с двумя дочерьми, которые почти не помнили отца: когда его арестовали, младшей, Марине, было всего полтора года. Евгений Альбертович жил к тому времени уже на поселении в городе Сусумане, где были золотодобывающие предприятия, работал инженером. В семье родилась третья дочь, Ирина. Только в 1955 году Опелям удалось уехать из Сусумана в Новосибирск (квартира в Москве была утеряна), где Евгений Альбертович устроился в УКС «Сибакадемстрой» и участвовал в строительстве Академгородка.

Его средняя дочь Марина окончила Новосибирский медицинский институт, стала хирургом и последние 25 лет своей жизни возглавляла нейротравматическое отделение 34-й больницы Новосибирска. Сын Марины Евгеньевны, Максим Валентинович Вологодский, тоже врач, и подал заявку на установку таблички «Последнего адреса» в память о своем прадеде, Альберте Карловиче Опеле. Однако Максим Вологодский умер, не дожив до установки таблички. Сотрудники «Последнего адреса» рассказали историю семьи в соцсетях, и новым заявителем, готовым оплатить табличку, вызвалась стать Екатерина Павликова, которая давно знает о работе проекта. «Очень обидно, когда сложная работа по согласованию идет насмарку, – говорит она. – Я знаю, какое это трудоемкое дело, поскольку уже подавала заявку. К тому же выяснилось, что табличка будет установлена на доме, который находится в пяти минутах ходьбы от моего. И что Альберт Карлович Опель немец. Так же, как мои репрессированные предки и Георгий Федорович Гольц, человек, табличку которому по моей заявке установили несколько лет назад недалеко отсюда, на Большой Ордынке. Я вижу во всем этом какой-то знак, какую-то связь. Я рада, что смогла прикоснуться к истории этой семьи. Верю, что Максим Валентинович Вологодский, его мама Марина Евгеньевна, внучка А.К. Опеля, были бы рады тому, что все получилось».

Альберт Карлович Опель и члены его семьи были реабилитированы в 1956 году.

При написании текста были использованы материалы исследования Э.Ф. Сун «Писчебумажная фабрика в селе Дубровицы Подольского уезда» и воспоминания родственников.

Документы следственного дела

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео


Фото: Оксана Матиевская



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.