Москва, Озерковская набережная, 48/50, cтроение 1
На карте На карте

| 22 мая 2022

Озерки – старый район Москвы, возникший на месте бывшего русла Москва-реки, долго не застраивался даже после постройки Водоотводного канала из-за топкой местности и риска наводнений. Только когда вдоль Озерковской набережной (набережная по южному берегу канала) во второй половине XIX века возвели крупные промышленные предприятия, здесь появились улицы и переулки в современном понимании этого слова, начали строить жилье для рабочих.

Кирпичный дом № 48/50 по Озерковской набережной был построен в 1929 году по индивидуальному проекту.

Согласно базам Мемориала, не менее четырех жильцов этого дома стали жертвами политических репрессий. Сегодня на доме появилась первая мемориальная табличка. Заявку подала внучка репрессированного, Елена Андреевна Паль. Она же написала о деде статью, которую мы публикуем ниже.

Альфред Андреевич Паль, немец по происхождению, родился в 1895 году в городе Лодзь. Там же он пошел в школу, потом – работать.

Осенью 1918 года, когда революция в Германии привела к свержению монархии и установлению Веймарской республики, Альфред вступил в Коммунистическую партию Германии. Октябрьская революция в России всколыхнула тогда весь мир, поэтому вскоре Альфред Андреевич оказался в России, в Москве, приехал помогать молодой Стране Советов строить светлое будущее. В 1918 году Альфред вступил в РКП(б).

В Москве Паль устроился работать на Подшипниковый завод (ГПЗ-1). В 1929 году он женился. В 1930 году в семье родился сын, которого назвали Андреем. Это была счастливая семья, как и многие семьи. Летом они часто гуляли в парке Горького, выезжали на дачу в Загорянку. Зимой катались на лыжах по Яузе.

Сын Андрей рядом с папой

Начало «немецкой операции» НКВД датируется запиской Сталина, приложенной к протоколу заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 июля 1937 года: «Всех немцев на наших военных, полувоенных и химических заводах, на электростанциях и строительствах, во всех областях, всех арестовать». Он же собственноручно начертал и проект решения Политбюро: Ежову было предложено немедленно подготовить приказ «об аресте всех немцев, работавших на оборонных заводах…».

Мой отец помнит эту страшную ночь 9 февраля 1937 года, арест своего отца, обыск в доме. Ему было тогда шесть лет. Его подняли ночью с кровати, перетряхнули все вверх дном. Отец был спокоен, более того, конечно же был уверен, что произошла ошибка. Однако в лучшем государстве ошибок не случалось.

За арестом последовала тюрьма. Больше известий не было. Напрасно его жена Ксения Федоровна бегала на Лубянку, спрашивала, узнавала. Вскоре стало известно, что Альфред Андреевич был приговорен по статье 58 УК РСФСР к десяти годам без права переписки. В семейном альбоме остались только две его фотографии. На них красивый молодой мужчина, с женой и сыном.

После ареста Альфреда Андреевича арестовали и его жену и как «члена семьи изменника родины» 19 ноября 1937 года приговорили к восьми годам лагерей. От мужа «врага народа» она не отказалась, виновной себя не признала.

Ее лагерная судьба (она отбывала наказание в мордовском Темлаге), как и судьбы тысяч других женщин, была неправдоподобно страшной. Многократно оказываясь на волосок от гибели, она все-таки выжила. Освободилась 16 октября 1944 года. Реабилитация, возвращение в родной город, семья, одним словом – жизнь. Но сколько лет вычеркнуты из жизни!

В 1988 году Военная коллегия Верховного суда СССР выдала сыну Паля справку: «Паль Альфред Андреевич, 1895 года рождения, 16 августа 1937 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осужден к расстрелу по обвинению в том, что он являлся участником контрреволюционной террористической организации, якобы существовавшей на заводе «Шарикоподшипник» имени Кагановича, на котором он работал до ареста.
Паль А.А. виновным ни на следствии, ни в суде не признал, что подтвердилось в ходе дополнительной проверки в 1956 году и явилось основанием для его посмертной реабилитации 2 июня 1956 года.
Наиболее вероятно, что Паль А.А. осужден в г. Москве, где и приведен в исполнение приговор
».

Позже стало известно, что Альфред Андреевич был расстрелян в тот же день, 16 августа 1937 года.

Далее в справке идет уточнение: «Такие приговоры в тот период исполнялись немедленно, в том населенном пункте, где выносились, а места захоронений осужденных не фиксировались, в связи с чем установить их в настоящее время не представляется возможным.
Прошу принять искренние соболезнования в связи с трагедией, постигшей Вас и Ваших близких в следствии необоснованного осуждения Паль Альфреда Андреевича
».

Архивные фотографии и документы следственного дела

Церемония установки табличек "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о троих репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.

Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.