Москва, улица Кооперативная, 3
На карте На карте

| 05 июня 2022

Кооперативная улица в столичном районе Хамовники получила свое название в 1928 году в связи с застройкой улицы кооперативными домами: с начала 1920-х в СССР стало бурно развиваться кооперативное строительство, которому положили конец только в 1937-м, объявив его злостным проявлением частной собственности. В 1926 году на улице разом возвели до 10 жилых домов, в одном из которых, № 4, корпус. 5, и поселился Веслав-Стефан Здиславович Борский-Домбровский, ставший впоследствии одной из многочисленных жертв политических репрессий. Сегодня мы установили ему памятный знак.

Веслав-Стефан Здиславович Борский-Домбровский родился в Варшаве в 1884 году. Его родители принадлежали к польскому дворянскому сословию, отец, инженер, умер в 1904 году, мать, домохозяйка, - в 1923-м.

После окончания 1-й Киевской гимназии в 1905 году Веслав-Стефан поступил в Киевский политехнический институт. Женился, в 1911 году в семье родился сын Здислав.

Революционные идеи захватывали Борского все больше, он сблизился с социалистами и в том же 1911 году, уже будучи членом РСДРП, был выслан в Вологодскую область. В 1915 году перешел на механическое отделение Харьковского технологического института, который, по некоторым сведениям, не окончил. Известно, что в эти годы он работал чертежником-электротехником на электростанции.

В ноябре 1919 года Борский-Домбровский был в очередной раз арестован в Варшаве за членство в Компартии Польши, и вскоре его переправили в Советскую Россию в порядке политобмена. Его первая жена с сыном остались в Варшаве.

Получив советское гражданство, Борский-Домбровский занимал различные хозяйственные и партийные должности. В 1920 году он, будучи в Москве, получил задание от Политического управления Реввоенсовета организовать на Украине для нужд фронта издательское дело на польском языке. Некоторое время он жил в Харькове, затем два года в Киеве.

В 1930 году Борский был направлен в пограничные районы Шепетовского округа для исправления допущенных во время коллективизации «перегибов». Вскоре его перевели в Москву, где он работал в основном в издательствах как редакционный работник, а позднее, с 1932 года, как плановик.

После развернувшихся в начале 1936 года гонений на политэмигрантов (для «очистки от шпионских и антисоветских элементов» аппаратов различных организаций) Борский был исключен из партии «за присвоение партстажа и сокрытие связи с родственниками в Польше».

21 августа 1937 года его арестовали — почти сразу после выхода ежовского приказа № 00485 о подрывной деятельности польской разведки и начала так называемой польской операции, самой масштабной из всех «национальных операций НКВД». По ее итогам в заключении оказались около 20% всех проживавших в СССР поляков. Борский в этот момент работал в издательстве «Искусство» старшим консультантом планово-финансового отдела по финансовым вопросам.

Приговор в отношении него был вынесен через месяц после ареста, 20 сентября 1937 года. Борский-Домбровский был обвинен в «участии в польской шпионско-диверсионной террористической организации, "именуемой ПОВ"». Никакой ПОВ в те годы реально не существовало, и все дела, связанные с ней, были сфабрикованы НКВД. В своем последнем слове осужденный заявил, что никогда не состоял в ПОВ и не вел разведывательной деятельности, «считает своей родиной Советский Союз, а не Польшу».

Имя Борского есть в сталинском списке от 15 сентября 1937 года, подписанном Сталиным и Молотовым. 118 человек из списка были обречены на смерть, еще двое были приговорены к исп  равительно-трудовым работам, которые тоже нередко заканчивались смертью или по естественным причинам (голод, болезни), или расстрелом в лагере.

Борский-Домбровский был расстрелян в день вынесения приговора — 20 сентября 1937 года. В Москве у него осталась вторая жена, Софья Казимировна Борская, работавшая корректором в газете «Трибуна Радзецка», и 11-летний сын Рэм.

Софью Казимировну как «члена семьи изменника родины» (ЧСИР) арестовали 23 ноября 1937 года. Ее поместили в Бутырскую тюрьму и уже 10 декабря приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. 26 января 1938 года ее доставили в Казахстан, в так называемый Акмолинский лагерь жен изменников родины (АЛЖИР), где она скончалась 1 декабря 1944 года.

Веслав-Стефан Здиславович Борский-Домбровский был реабилитирован в 1957 году.

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото

Фото: Ольга Калашникова


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.