Москва, Павелецкая площадь, 1
На карте На карте

| 29 января 2023

Семиэтажный дом по адресу Павелецкая площадь, 1 (в 1930-х годах эта улица носила название Ленинский проезд) был построен в середине 1920-х годов в стиле сталинского ампира.

Сегодня на фасаде этого здания мы установили памятный знак одному из жильцов, ставших жертвой политических репрессий в годы Большого террора.

Григорий Алексеевич Мартюшин родился в 1884 году в селе Малый Толкиш Чистопольского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Отучившись в местной двухклассной школе, Григорий смог сдать экзамен на звание учителя начальных классов и несколько лет работал в школе в родном селе [1].

В 1905 году он экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости во 2-й Казанской гимназии и поступил в Казанский университет на медицинский факультет [2]. Но проучился он здесь недолго, поскольку сразу же был вовлечен в активную политическую деятельность. Еще в 1900 году (по другим данным, в 1905 году) он вступил в партию социалистов-революционеров, был членом боевой дружины эсеров, в ноябре 1905 года был вынужден перейти на нелегальное положение (подпольная кличка – Стоян). В 1906 году Мартюшина арестовали и в начале февраля 1907 года сослали на три года в село Усть-Кулом Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии под гласный надзор полиции (Альманах «Вологда», выпуск № 3, статья «Письма вологодских ссыльных начала ХХ века»[3]).

Отбыв ссылку, Мартюшин перебрался в Петербург и в 1910 году поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но и его окончить ему не удалось: уже в феврале 1911 года его вновь арестовывают и ссылают на два года в Уфимскую губернию. Административную ссылку затем ему заменяют на высылку за границу, и Григорий оказывается в Германии. Здесь он поступает на экономическое отделение Гейдельбергского университета, увлекается кооперативным движением – эта тема стала основой его дальнейшей карьеры.

Из эмиграции Мартюшин вернулся в конце 1913 года и вскоре поступил на работу в Московский народный банк. В 1915 году Григорий Алексеевич стал одним из учредителей Центрального товарищества льноводов (ЦТЛ), входил в Совет Всероссийских кооперативных съездов (СВКС). Весной 1917 года он участвовал в I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, был одним из его организаторов, по итогам съезда был избран членом Исполкома совета, заведовал организационно-пропагандистским отделом, затем был товарищем председателя Исполкома. Был членом Учредительного собрания от Казанской губернии по списку партии эсеров (см. Л.Г. Новикова: Провинциальная «контрреволюция» . Белое движение и Гражданская война на русском Севере, 1917-1920 [4]).

После разгона Учредительного собрания Мартюшин перебрался в Архангельск, где летом 1918 года вошел в состав Верховного управления Северной области (ВУСО), был назначен «министром финансов» – управляющим отделом финансов ВУСО. Осенью того же года председатель временного правительства Северной области Н.В. Чайковский отправил Мартюшина в США для налаживания связей с американскими банками и инвесторами. В 1919 году Григорий Алексеевич выступил на слушаниях в Сенате США о событиях в России (т.н. комиссия Овермана), где рассказал о том, как большевики разогнали Учредительное собрание, как проводили карательные экспедиции против несогласных: «Позволены только такие митинги и организации, которые приемлемы для большевиков; иные запрещены и участников арестовывают. В начале января 1918 г. были арестованы члены съезда партии с.-р. Арестованы были представители съезда заводов и фабрик московской и петроградской губерний. Когда Совет Солдатских и Крестьянских Депутатов Мурманска постановил, что он хочет соединения с союзниками, большевики издали декрет и приказ расстрелять председателя этого совета. Такие случаи можно перечислять бесконечно» (цитата взята отсюда). Находясь в США, Мартюшин подписал воззвание русских кооператоров к американскому народу о признании власти А.В. Колчака, за что был исключен из партии эсеров.

В 1920 году Мартюшин перебрался в Европу, где в 1922 году в Лондоне вошел в состав Московского народного банка, который после национализации головного офиса в Москве в 1919 году был оформлен как отдельное британское юрлицо. В 1924 году МНБ вошел в состав советской банковской системы.

В 1929 году Григорий Алексеевич вернулся из эмиграции в СССР. Работал в системе Наркомата легкой промышленности, последняя должность перед арестом - заместитель начальника финансового отдела Главстекла Наркомата легкой промышленности СССР.

Мартюшин был арестован 21 февраля 1938 года как бывший эсер. По мнению следователей, он прибыл в СССР «как представитель заграничной делегации партии эсеров для антисоветской работы». Из «Сводки важнейших показаний арестованных управлениями НКВД СССР за 6-7 апреля 1938 года»: «В Советском Союзе Мартюшин провел большую работу по созданию эсеровской организации».

Имя Мартюшина есть в сталинском расстрельном списке от 10 июня 1938 года. В нем 127 имен, список одобрен Сталиным и Молотовым.

20 июня 1938 года Мартюшина приговорили к высшей мере наказания по обвинению в «шпионаже и участии в контртеррористической организации». Приговор привели в исполнение в тот же день. Ему было 54 года.

Григорий Алексеевич Мартюшин был реабилитирован в 1997 году.


Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото с сайта domclick.ru

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.