Москва, Страстной бульвар, 13а
На карте На карте

| 18 февраля 2023

Шестиэтажный кирпичный дом был построен в 1929-1930 годах на месте усадебного пруда. До середины 1960-х годов здесь были коммунальные квартиры.

Согласно базам Мемориала, не менее двух жильцов этого дома стали жертвами политических репрессий. Одному из них мы установили сегодня памятный знак. Заявителем выступил правнук репрессированного Леонид Непомнящий. Он же написал текст о своем родственнике, который мы публикуем ниже (с некоторыми дополнениями из архивных документов).

Юлий (Юдко) Викторович (Вигдорович) Маргулис родился в 1886 году в местечке Бричаны Хотинского уезда Бессарабской губернии (ныне Молдова) в семье мелкого торговца Вигдора (Авигдора) Лейбишевича Маргулиса и его супруги Бейлы. При рождении родители дали мальчику имя Идель, но записали под именем Юдко (крестильное имя Иуды/Юды на Западной Украине, в честь святого апостола Иуды, брата Иакова).

Родители жили бедно, растили семерых детей: четырех мальчиков и трех девочек – Нахман, Иосиф, Юдко, Зися, Тайбил, Ханна, Фрида. Отец занимался мелкой торговлей, мать была домохозяйкой. После смерти Вигдора в 1897 году Бейле пришлось самой заниматься мелкой торговлей. После погромов 1905 года Нахман и Зися уехали в Америку в Нью-Йорк, в 1912 году в Германию в Лейпциг перебрался Иосиф, где женился на немке Марте. Туда же впоследствии переехала и Фрида. Таким образом единственным продолжателем рода в России остался Юдко.

Окончив гимназию и получив среднее образование, он еще подростком переехал в Каменец-Подольский, где работал за мизерное жалование мальчиком на посылках в магазине дальнего родственника и учился в гимназии. Здесь Юдко, познакомившись с социалистическими идеями, вступил в РСДРП, где стал пропагандистом, был главным организатором нелегальной партийной ячейки под кличкой «Макар». После III съезда партии, с 1904 по 1918 годы, он был в лагере меньшевиков, придерживался убеждений меньшевика-интернационалиста. Юдко неоднократно подвергался преследованию властей и был под полицейским надзором за пропаганду социалистических идей. В 1905 году он был одним из организаторов революционного восстания в Каменец-Подольске.

По воспоминаниям родных, он был крайне трудолюбив и организован, поэтому, возможно, и добился многого, поднявшись с низов общества.

В 1911 году Юдко поехал в Ярославль, поступил в Демидовский юридический лицей, где за несколько лет получил высшее экономическое и высшее юридическое образование. Параллельно с учебой он работал счетоводом в Соединенном банке Полтавской губернии, затем статистом в Ярославском губернском земстве, а с 1913 по 1916 годы – доверенным в Петроградском международном коммерческом банке.

В Первую мировую войну Маргулис служил артиллеристом-наводчиком, а после Октябрьской революции устроился юристом в Сахартрест.

В 1918 году Юдко Вигдорович женился на Зинаиде Моисеевне Гелис (она была врачом-терапевтом). Через два года у них родился сын Виктор, а в 1924-м – дочь Нинель.

С началом Гражданской войны Юдко Вигдорович вступил в РККА и до 1922 года служил комиссаром в Высшей электрошколе в городе Сергиев-Посад.

В 1921 году его исключили из партии за «политневыдержанность», но вскоре по ходатайству товарищей восстановили.

В начале 1920-х годов Маргулис работал комиссаром Всеукраинской конторы Госбанка, с 1926 по 1928 годы был председателем правления Электробанка.

С 1929 по 1932 годы он был торговым представителем СССР в Швеции, жил с семьей в Стокгольме, навещал брата Иосифа, который жил в Германии. Но с 1935 года, уже будучи в Москве, перестал отвечать на письма брата, вероятно, опасаясь возможных обвинений в «связях с иностранцами». В 1935 году умерла мать Маргулиса Бейла, и переписка с сестрами, переехавшими в Румынию, в Черновицы (ныне Черновцы, Украина), тоже прекратилась.

В конце 1920-х–начале 1930-х Юдко Вигдорович сменил имя и отчество на Юлий Викторович.

Последние несколько лет до ареста он занимал должность начальника Управления драгоценных металлов Госбанка (позже – Наркомата финансов СССР).

Первая волна репрессий в системе Госбанка прошла в самом начале 1930-х годов, когда по так называемому «Делу Госбанка» было осуждено 25 человек. В 1936-1937 годах началось очередное «дело» против сотрудников Наркомата финансов и Госбанка. Были арестованы председатель правления Госбанка СССР Лев Ефимович Марьясин (расстрелян 22 августа 1938 года), его зам Григорий Моисеевич Аркус (расстрелян 4 сентября 1936 года) и другие.

Тучи начали сгущаться и над Юлием Викторовичем. Весной 1937 года его отправили в резерв с сохранением оклада, а через три месяца уволили и вскоре, 26 августа 1937 года, арестовали. Маргулиса обвинили во «вредительстве и участии в троцкистской террористической организации».

«Следствие» длилось три месяца, о том, в каких условиях содержался и как проходили допросы, свидетельствуют фотографии Маргулиса из следственного дела. Его имя есть в сталинском расстрельном списке от 1 ноября 1937 года. В нем имена 149 бывших ответственных работников Наркоматов.

Согласно версии следователя, «во вредительских целях Маргулис проводил перекредитование лесной промышленности, выдавал ссуды под фиктивное обеспечение, благодаря чему происходило замораживание государственных средств».

В итоге Юлий Викторович признал «вину», но на суде Военной коллегии 25 ноября 1937 года отказался от показаний, выбитых под давлением, и заявил о своей невиновности, что не помешало суду приговорить его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в ночь на 26 ноября 1937 года. Ему был 51 год.

3 декабря 1937 года арестовали и жену Юлия Викторовича, Зинаиду Моисеевну Маргулис, и приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей как «члена семьи изменника Родины».

Юлий Викторович Маргулис был реабилитирован в 1956 году с типичной формулировкой: «приговор <…> по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело за отсутствием состава преступления прекращено».

Документы следственного дела супругов Маргулисов

Церемония установки таблички "последнего адреса": фото, видео

Фото: Мария Сукальская

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.