Санкт-Петербург, набережная Фонтанки, 5
На карте На карте

| 16 апреля 2023

Угловой дом № 5/2 на пересечении набережной Фонтанки и Караванной улицы был построен в самом конце XIX века по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

В этом доме, в квартире № 8, жил до своего ареста в 1941 году морской офицер, контр-адмирал Константин Иванович Самойлов. Заявку на установку ему памятного знака подал историк Николай Гущенский.

Константин Иванович Самойлов родился в 1896 году в Баку, куда его родители переехали из Московской губернии на заработки (отец работал преподавателем графических искусств). С 14 лет, после смерти отца, Константин жил отдельно от семьи. В автобиографии, составленной в 1937 году, Константин запишет, что его старшая сестра Мария в младенчестве была отдана на воспитание в чужую семью, а трех своих братьев он последний раз видел вскоре после Февральской революции и ничего о них не знает.

В 1905-1914 годах Константин Самойлов учился Бакинском реальном училище.

«Параллельно с учебой в Реальном училище я занимался в бакинском музыкальном училище (за казенный счет) и давал частные уроки. Последнее обстоятельство позволило мне не только быть совершенно независимым от семьи, но и давало возможность собрать небольшую сумму для поездки в Петроград для поступления в один из технических ВУЗов. Летние каникулы обычно я плавал в качестве практиканта на коммерческих судах в Каспийском море и работал.

После окончания реального училища я поступил в Петроградский политехнический институт на инженерно-строительное отделение, но продолжать учебу я там не смог из-за отсутствия к тому средств, а накопленной суммы хватило лишь на очень короткий срок», – писал Константин Иванович в автобиографии.

В 1914 году Самойлов поступил в отдельные Гардемаринские классы в Петрограде, которые окончил в 1917 году. В 1916 году он получил звание гардемарина, в 1917 году был произведен в мичманы.

В годы Первой мировой войны, с 1917 года Самойлов служил в Гельсингфорсе вахтенным начальником, а затем ротным командиром на линкоре «Полтава» Балтийского флота. В октябре того же года он поступил на учебу в Артиллерийские классы в Гельсингфорсе, окончил их в 1918 году и был вновь направлен на линкор «Полтава» артиллеристом, участвовал в Ледовом походе в Кронштадт, а затем – в обороне кронштадтского форта Ино. После сдачи его финнам в мае 1918 года Самойлов был арестован кронштадтской ЧК, но через некоторое время освобожден и переведен с Балтийского флота.

Во время Гражданской войны он служил в составе Амурской, а затем Волжско-Каспийской флотилии. В 1919 году Самойлов был начальником по партийно-политическим организациям в Штабе обороны правого берега реки Волги, который занимался подавлением контрреволюционного восстания в Астрахани. Он участвовал в боевых операциях на Волге (в том числе в обороне Царицына) и Каспийском море. О боях на Каспии позже, в 1924 году, он напишет книгу «На канонерской лодке Ленин».

С 1922 года Самойлов был начальником отряда судов Морских сил Каспийского моря, а с 1923 года по совместительству – помощником начальника Морских сил Каспийского моря по строевой части.

В 1924 году Самойлов вернулся на Балтийский флот, где был назначен командиром линкора «Парижская коммуна». В этой должности он пробыл до 1930 года, когда получил должность преподавателя Военно-морской академии (ВМА).

Константин Иванович Самойлов, 1929 год

В начале 1930-х годов Самойлов попал в поле зрения сотрудников ОГПУ, проводивших операцию «Весна», как один из возможных участников «Ленинградской контрреволюционной организации». Его имя фигурировало в материалах дела. Однако никаких реальных действий в отношении Самойлова со стороны ОГПУ тогда принято не было.

В ВМА Константин Иванович возглавлял кафедру боевой подготовки, был начальником Особого курса академии, старшим преподавателем кафедры общей тактики командного факультета академии. В марте 1938 года ему было присвоено звание доцента, а в июле 1939 года – профессора академии.

С 1936 года он командовал бригадой линкоров в составе Балтфлота.

Все это время Константин Иванович был беспартийным. Лишь в 1939 году он стал кандидатом в члены ВКП(б).

В сентябре 1939 года он возглавил Управление Военно-морских учебных заведений ВМФ. С июля 1940 года был одновременно старшим морским начальником в Ленинграде.

С 1924 года Самойлов написал несколько десятков научных трудов и учебных пособий, в том числе двухтомный «Морской словарь».

В связи с приближением немецких войск к Ленинграду 4 июля 1941 года Самойлов был назначен командующим Морской обороной Ленинграда и Озерного района. 5 июля на него была возложена обязанность по развертыванию Ладожской военной флотилии.

Но спустя всего лишь четыре дня после назначения командующим, 8 июля 1941 года, Константин Иванович был арестован в гостинице «Москва» сотрудниками 3-го Управления ВМФ СССР по подозрению в «измене Родины со стороны военного персонала» (ст. 58-1 «б» УК РСФСР). Мера наказания осужденным по этой статье – расстрел с конфискацией имущества. Но Константин Иванович умер в следственной тюрьме спустя 10 лет, так и не дождавшись суда и приговора.

Находясь под арестом во внутренней тюрьме НКГБ СССР на Лубянке, Самойлов подал заявление в Следственный отдел, указав, что с 1920 года по день ареста он якобы занимался вражеской деятельностью. На последующих допросах от своих показаний он отказался, объясняя появление таких показаний подавленным состоянием после ареста, резкостью допросов и пребыванием в течение 10 суток без сна.

В сентябре 1941 года Самойлов был этапирован в тюрьму № 3 Ульяновска. В феврале 1942 года для проведения дальнейшего следствия его вновь привезли в Москву, где с марта 1942 года он находился в Бутырской тюрьме. В 1946 году он был переведен в Лефортовскую тюрьму. С 1942 по 1948 год арестованного контр-адмирала не допрашивали ни разу. Позднее он был переведен в Сухановскую тюрьму, где и умер 19 сентября 1951 года после полуторасуточного бессознательного состояния от кровоизлияния в мозг на почве атеросклероза.

«Следствие» в отношении Самойлова было прекращено 26 сентября 1951 года в связи со смертью обвиняемого. А спустя три года, 1 ноября 1954 года, было прекращено и уголовное дело, и Константин Иванович Самойлов был посмертно реабилитирован.

Его старший сын Глеб Константинович Самойлов, военинженер 3 ранга, был убит в бою 15 декабря 1941 года на Невском Пятачке. Дочь Татьяна Константиновна Самойлова пережила блокаду в Ленинграде, умерла в Петербурге в 2015 году.

Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»: фото

Фото: Евгения Кулакова

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.