В городе Сумы, Украина, установлены таблички «Последнего адреса»
На карте На карте

| 08 июня 2023

8 июня в городе Сумы были установлены первые четыре таблички «Последнего адреса» по четырем адресам: Покровская (бывшая Красная) площадь, 6, где жил часовой мастер Исаак Вульфович Базарский, улица Воскресенская (бывшая улица Фрунзе), 10, где жил бухгалтер Михаил Иосифович Бирштейн, улица Воскресенская (бывшая улица Фрунзе), 12, где жил кустарь-скорняк Хаим Яковлевич Казацкий, и улица Воскресенская (бывшая улица Фрунзе), 5, где жил меховщик Натан Пинхусович Эскин.

Все четверо были арестованы в один день – 30 марта 1938 года – по т.н. «делу сумских сионистов» (архивно-следственное дело хранится в Государственном архиве Сумской области – ГАСО, фонд Р-7641, опись 1, дело 885). В этот день арестовали 12 человек. Всего по этому делу проходило 20 человек.

Инициатором установки памятных знаков выступила еврейская община г. Сумы и Благотворительная организация «Хесед Хаим». Информационное сопровождение осуществила украинский историк и журналист Олена Приймач, которая занимается исследованием истории политических репрессий в Сумской области, изучила большой объем архивных материалов и опубликовала несколько статей по теме, в том числе о «деле сионистов» в Сумах: «Разгром «сионистов» в Сумах в 1938 году». Публикуемая ниже статья подготовлена по материалам, собранным Оленой Приймач.

«В канун новогоднего праздника, 28 декабря 1937 года Сумской горотдел НКВД получил от республиканского руководства внутриведомственную телеграмму, в которой было предписано в срочном порядке провести аресты среди «сионистов». Указание было выполнено в кратчайшие сроки. <…> В начале января 1938 года в Сумах была арестована первая группа евреев (пять человек), которые были отправлены для проведения досудебного следствия в Харьков», - пишет Олена Приймач в статье «Разгром «сионистов» в Сумах в 1938 году».

10 января заместитель начальника УНКВД УССР по Харьковской области Л.И. Рейхман отчитывается наркому внутренних дел УССР И.М. Леплевскому об оперативно-следственной работе: «В г. Сумах вскрыта сионистская организация. <…> Сионистская организация после ее официального роспуска фактически не прекратила своей деятельности, а перешла в подполье. Участники организации были связаны с Палестиной, откуда получали директивные указания о дальнейшей сионистской деятельности. Следствием установлено, что участники организации проводили среди еврейских трудящихся националистическую пропаганду, собирали деньги среди них и переправляли в Палестину для закупки земель. <…> Сионистская организация ориентировалась на интервенцию, свержение Советской власти и установление буржуазно-демократического режима в СССР».

В начале января органы НКВД в Сумах арестовали первую партию «сионистов».

«Первое время арестованные из Сум держались стойко и не соглашались с выдвинутыми обвинениями», - пишет в своей статье Олена Приймач. Но после двух месяцев изнурительных допросов некоторые фигуранты дела не выдержали и начали давать нужные следствию «показания».

«После того как «посыпались» признания первой группы фигурантов, была арестована в Сумах и вторая группа, которая так же была доправлена в Харьков. <…> С ними тактика следствия была другой. Сначала им всем устраивали очные ставки с уже «расколовшимися» подпольщиками. Кто-то из вновь прибывших сразу соглашался с обвинением, а кто-то до конца отрицал свою причастность к организации», - пишет Олена Приймач.

Заседания Особой тройки УНКВД по Харьковской области состоялись 13 и 19 апреля 1938 года. 13 апреля к высшей мере наказания было приговорено шесть человек, 19 апреля – 14 человек. Приговоры были приведены в исполнение 23, 27 28 мая, 10 и 14 июня.

В 1958 году Военный трибунал Киевского военного округа отменил постановление Особой тройки Харьковского областного УНКВД по всем фигурантам т.н. «дела сумских сионистов» из-за отсутствия в их действиях состава преступления. Все они были посмертно реабилитированы, а сам факт существования подпольной сионистской организации был признан неподтвержденным. Родственникам тогда, как водилось, выдали фальшивые справки о смерти репрессированных, правда же – об их расстреле – вскрылась лишь в 1990-х годах.

Ордер на обыск и арест И.В. Базарского

Исаак Вульфович Базарский родился в 1882 году в городе Сумы (Харьковская губерния, ныне – Украина) в семье кустаря-портного. У Исаака было лишь начальное образование. Он работал часовым мастером артели «Красный молот». Семьи у него не было.

Исаака Вульфовича арестовали 30 марта 1938 года вместе с 11 фигурантами т.н. «дела сумских сионистов». Сразу после ареста его отправили в Харьковское областное УНКВД, где проходило следствие по «делу сумских сионистов».

Анкета арестованного была заполнена лишь 10 апреля. В тот же день прошел первый и единственный допрос, который вел следователь Воскресенский. Очных ставок с другими фигурантами дела у Базарского не было. На листах анкеты и протокола допроса стоит очень нечеткая подпись Исаака Вульфовича, что может свидетельствовать о том, что он был тяжело болен или обессилен.

Свое участие в подпольной организации Базарский признал сразу. Следователю он рассказал, что вступил в партию сионистов еще в 1923 году, когда организация была легальной, и что после ее запрета продолжал общаться с бывшими однопартийцами. В 1929 году он был вовлечен в подполье, собирал сведения о настроениях еврейского населения Сум для передачи их в Палестину (что было квалифицировано следователем как шпионаж). Из протокола допроса: «…я проводил среди еврейского населения антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию национальной политики Советской власти и проводимых мероприятий по землеустройству трудящихся евреев».

19 апреля 1938 года Базарского приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение через месяц с лишним – 28 мая 1938 года в Харькове. Ему было 56 лет.

Покровская, 6 - дом, где жил И.В. Базарский


Выписка из протокола заседания тройки по делу М.И Бирштейна

Михаил Иосифович Бирштейн родился в 1888 году в Сумах. Анкета арестованного в следственном деле отсутствует, поэтому мы практически ничего о нем не знаем. Известно лишь, что он работал бухгалтером-операционистом в местном отделении Госбанка.

Михаила Иосифовича арестовали 30 марта 1938 в Сумах и перевезли в Харьков в областное УНКВД, где шло следствие по другим фигурантам т.н. «дела сумских сионистов».

На допросе 10 апреля, который вел следователь Клименко, Бирштейн подтвердил, что состоял в сионистской партии с 1925 года: «С 1925 года по день моего ареста я являлся участником сумской подпольной сионистской организации и вел активную контрреволюционную работу <…> Во время встреч <…> мы разговаривали на антисоветские темы. На одной такой встрече <…> мне сообщил о существовании в Сумах подпольной сионистской организации, ведущей борьбу с Советской властью за создание еврейского государства буржуазного толка. На предложение <…> вступить в организацию я дал согласие. <…> Наша сионистская организация проводила среди евреев агитацию, разжигая шовинистические чувства, доказывала особенность еврейской нации и невозможность разрешения так называемого еврейского вопроса в СССР».

Михаил Иосифович признал свою вину в антисоветской пропаганде и шпионаже в пользу Палестины. Каким образом эти признания были выбиты, можно лишь догадываться, поскольку подпольной сионистской организации в Сумах не существовало – все это были выдумки сотрудников НКВД.

19 апреля 1938 года особая тройка УНКВД по Харьковской области приговорила Бирштейна к высшей мере наказания. Он был расстрелян 14 июня 1938 года. Ему было 50 лет.

Воскресенская, 10 - дом, где жил М.И. Бирштейн


Хаим Яковлевич Казацкий родился в 1875 году в Сумах в семье кустаря-портного. Образования у него никакого не было, он был малограмотным человеком, но сумел выучиться на шапочника. В еврейской общине он был уважаемым человеком, поскольку был старостой синагоги. Он был женат, в семье росли дочери Фаина и Анна и сын Исайя. К моменту ареста они были уже взрослыми, Анна работала в Харькове в «Главхлебе», сын учился в Харьковском энерго-техническом техникуме.

Хаима Яковлевича арестовали 30 марта 1938 года в Сумах вместе с 11 фигурантами т.н. дела сионистов и доставили в Харьков, где проходило следствие.

Анкета на арестованного Казацкого датирована 9 апреля 1938 года. В тот же день состоялись очные ставки с «сообщниками», которые назвали Казацкого «одним из руководителей антисоветской подпольной сионистской организации». Казацкий отверг эти обвинения, но уже на следующем допросе, состоявшемся 10 апреля, который вел следователь Воскресенский, он признал свое участие в подполье и назвал других «сообщников»: «Моя подпольная антисоветская деятельность началась еще в 1925 году, когда я включился в практическую контрреволюционную работу нелегальной сионистской организации, существовавшей до последнего времени в Сумах. Вступив в организацию, я вскоре вошел в состав руководства его (так в оригинале. – прим. ред.)».

Согласно «показаниям» Казацкого, сионистская организация была создана для «борьбы за свержение существующего строя в СССР и за организацию самостоятельной буржуазно-националистической еврейской республики с помощью капиталистических стран. Для этого основная наша деятельность была направлена на вызов недовольства у евреев национальной политикой и мерами советской власти, на подрыв экономического состояния СССР и на объединение националистически настроенных лиц».

19 апреля 1938 года Казацкого приговорили к высшей мере наказания. Он был расстрелян 28 мая 1938 года. Ему было 63 года.

Дочь Казацкого Фаина (в 1958 году она проживала в Сумах) в 1958 году получила фальшивое свидетельство о смерти, в которой было указано, что ее отец скончался в 1941 году от болезни «паралич дыхательного центра».

Фаина Казацкая обратилась в УКГБ по Сумской области с заявлением о возмещении конфискованного отцовского имущества и денег. Среди конфискованных вещей были две старые ножные швейные машины, пальто, два костюма и нижнее белье. Она написала, что из-за тяжелого материального положения двое ее несовершеннолетних детей находятся в детских домах в Путивле и Глухове: «Возврат трудовых сбережений и денежная компенсация за имущество поможет мне взять моих детей из детских домов, и я снова приобрету долгожданное счастье. При конфискации имущества подъехала грузовая машина и погрузила вещи, о чем может подтвердить свидетель Кононенко Марфа Захаровна, проживавшая в то время и проживающая в настоящее время по улице Фрунзе, дом номер 12, квартира 13». В 1959 году Фаина Казацкая получила компенсацию в размере 2045,68 рублей и денежный вклад на сберкнижке в сумме 2800 рублей.

Воскресенская, 12 - дом, где жил Х.Я. Казацкий

Выписка из акта о расстреле Н.П. Эскина

Натан Пинхусович Эскин родился в 1878 году в г. Шклов Могилевской губернии (ныне – Беларусь). У него было лишь начальное образование. Он работал кустарем-наборщиком меха, был женат, в семье росла дочь.

Натана Пинхусовича арестовали 30 марта 1938 года и обвинили в участии в подпольной сионистской организации. Он был доставлен в Харьков, где и проходило следствие.

Анкета на арестованного Эскина датирована 14 апреля 1938 года. В тот же день состоялись очные ставки с «сообщниками», которые назвали Эскина членом подпольной организации. Вот «признательные» показания одного из них: «Эскин как участник антисоветской сионистской организации занимался шпионской деятельностью. По этой работе я был с ним лично связан. Я ему передавал материалы шпионского характера, то есть разного рода сведения, которые я составлял в тенденциозном клеветническом духе. Эти сведения Эскиным направлялись за границу, в Палестину».

Эскин отверг все выдвинутые против него обвинения и всячески отрицал свое членство в «антисоветской подпольной сионистской организации».

По данным Олены Приймач, из 20 фигурантов т.н. «дела сумских сионистов» лишь четверо из них – Эскин, Дворкин, Сальман и Фрумерман – до конца стояли на своем и так и не признали своей вины.

19 апреля 1938 года особая тройка УНКВД Харьковской области приговорила Эскина к высшей мере наказания. Он был расстрелян 27 мая 1938 года. Ему было 60 лет.

У Эскина остались жена Мэра Мойшевна и дочь Хая, но сведения об их дальнейшей судьбе в деле отсутствуют.

Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото 

Телеканал Суспиiльне Суми об установке табличек «Последнего адреса» в городе Сумы, Украина

Телеканал ATV об установке табличек «Последнего адреса» в городе Сумы, Украина

Воскресенская, 5 - дом, где жил Н.П. Эскин

* Все фотографии взяты из блога Олены Приймач


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.