Москва, Большая Андроньевская, 24
На карте На карте

| 24 декабря 2023

Дом, стоявший здесь в 1930-х годах, не сохранился, на его месте сейчас стоит 12-этажный трехподъездный панельный дом, построенный в 1972 году. Сегодня здесь мы установили памятный знак с именем одного из жителей дома № 24, ставшего жертвой политических репрессий. Заявку подала внучка репрессированного Станислава Польковская.

Станислав Александрович Польковский родился в 1885 году в городе Ирбит (ныне – Свердловская область) в семье дворян. Его отец был сослан в Сибирь за участие в восстании 1863 года.

Станислав окончил Тобольскую классическую мужскую гимназию, а в 1912 году – Томский технологический институт Императора Николая II по специальности «горный инженер».

До 1914 Польковский работал на Калатинском медеплавильном заводе, сначала проектировщиком-инженером, затем мастером цеха и позднее помощником управляющего завода. В 1915-1917 годах он заведовал конвентерами Соймоновских медных рудников и Карабашского медного завода, построенного в 1910 году английским акционерным обществом Лесли Укварта. К 1915 году завод стал одним из ведущих заводов в России по уровню технической оснащенности – он был оборудован по последнему слову техники. Одно время Польковский был управляющим Баймакским медеплавильным заводом.

В 1919 году Польковский был задержан в Павлодаре органами ВЧК, но через месяц и 20 дней его отпустили.

В 1922-1924 годах Станислав Александрович работал в Экибастузе (ныне – Казахстан) на строительстве Риддерского свинцово-цинкового комбината, затем – главным металлургом треста «Алтайполимет».

Станислав с Варварой и сыном Глебом

В 1928 году Польковский с женой и сыном переехали в Москву. В 1930 году он был назначен главным инженером недавно созданного Государственного института по проектированию предприятий цветной металлургии (Гипроцветмет), имел звание профессора. В декабре 1930 года был командирован в США, как показал сам Польковский на допросе 13 марта 1938 года, «для ознакомления с заводами цветной промышленности Америки и консультации по проекту центрального рафинировочного свинцового завода с фирмой Уиллера согласно заключенному договору. В Америке пробыл около четырех месяцев и вернулся в СССР».

Станислав Александрович дважды был женат. Его первая жена умерла при родах. В 1922 году он вступил в брак с Варварой Андреевной Воробьевой, через год у пары родился сын Глеб, которому к моменту ареста отца было 15 лет.

28 февраля 1938 года Станислав Александрович был арестован. Его обвинили в «участии в террористической организации».

Станислав Польковский, 1937 год

Согласно обвинительному заключению от 5 апреля 1938 года, Польковский якобы «был агентом английского концессионера Уркварта, <…> проводил вредительскую работу в системе цветной металлургии, <…> принимал участие во вредительской деятельности антисоветской троцкистской организации».

Имя Польковского (в списке оно дается как Пальковский) есть в расстрельных списках за 19 апреля 1938 года, в котором значатся 327 человек. На списке – подписи Сталина, Молотова, Кагановича и Жданова.

27 апреля 1938 года состоялось закрытое судебное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР, на котором Польковский был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 53 года. 

Вскоре после ареста мужа НКВДшники арестовали и его жену Варвару Андреевну. Ее осудили как жену «врага народа» и отправили отбывать срок в мордовские лагеря. Когда сыну Глебу исполнилось 18 лет, его тоже арестовали. «После освобождения им не разрешалось жить в Москве, – рассказала внучка Польковского, Станислава. – Они уехали в Семипалатинск, где жила семья брата Станислава Александровича, Эдуарда Александровича (он был известным в своих кругах рентгенологом). Глеб выучился на инженера-геолога и до выхода на пенсию работал, как и его отец, в «Гипроцветмете», но в Казахстане, главным инженером проекта. В 1958 году наша семья переехала в Усть-Каменогорск, где я прожила почти всю жизнь. Сейчас я живу в Омске». 

Станислав Александрович Польковский был реабилитирован в 1958 году. 

Родственники лишь в 1990 году получили настоящее свидетельство о смерти, в котором указана дата и причина смерти – расстрел.

Архивные фотографии и документы следственного дела

Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео

Фото - Алексей Шаронов

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.