Москва, Кутузовский проспект, 36, корпус 5
На карте На карте

| 02 июня 2024

В 1932 году одно из подразделений завода «Авиаприбор», возникшего на основе авиатехнических мастерских, созданных еще в 1916 году, было переведено на Можайское шоссе, в Кутузовскую слободу, часть будущего Кутузовского проспекта. Это подразделение, сохранившее название «Авиаприбор», занималось изготовлением неэлектрических авиационных приборов и располагалось в корпусах 8-10 Кутузовской слободы. Здесь же находились помещения, где жили некоторые работники завода. Одним из них был техник-конструктор Никита Васильевич Батюнин. Сегодня мы установили в память о нем табличку «Последнего адреса». Заявку подала правнучка Никиты Васильевича.

Никита Васильевич Батюнин родился в 1898 году в селе Никольском Богородицкой волости Мценского уезда Орловской губернии. Выходец из крестьянской семьи, он учился в церковно-приходской школе, а затем в 1916 году окончил ремесленное училище.

В Первой мировой войне Никита Васильевич участия не принимал, но воевал в рядах Красной армии с 1919 по 1921 год. После демобилизации Никита Васильевич работал на Путиловском заводе и других ленинградских предприятиях. Затем он перебрался в подмосковный Подольск и работал там сначала на патронном, а потом на оптическом заводе. Здесь же он познакомился с Иваном Догаевым, и это знакомство сыграло роковую роль в его судьбе.

Никита Батюнин с женой и сыном

Работа на разных производствах позволила Батюнину существенно расширить свои профессиональные навыки, и в 1933 он поступил на должность техника-конструктора на московский завод «Авиаприбор», поселившись с женой Софьей Ивановной на территории завода. В 1935 году в семье Батюниных родился сын Юрий. В этом же году НКВД рапортовало о раскрытии «польского шпионско-диверсионного заговора», и основными фигурантами этого, по всей видимости, сфабрикованного дела стали знакомые Батюнина Иван Догаев и Иосиф Зимацкий.

26 июня 1935 года арестовали и Никиту Васильевича. На основании факта знакомства с Догаевым и Зимацким его обвинили в участии в «шпионском заговоре». Знакомство с этими людьми Батюнин не отрицал, но никак не подтверждал своего участия в их заговоре, тогда как они, вероятно под давлением следствия, утверждали, что он был ими завербован для «шпионской работы». С Догаевым даже была проведена очная ставка, на которой Батюнин продолжал отрицать свою вину. Относительно Зимацкого в следственном деле имеется зловещая запись: «умер в ходе следствия».

Вина Никиты Васильевича даже с точки зрения следователей, исходивших в те годы из презумпции виновности, так и осталась до конца не доказанной. В его обвинительном заключении говорится лишь о «подозрении в шпионаже», и дело передается на рассмотрение Особого совещания. Тем не менее, 9 сентября 1935 года ОСО приговорило Батюнина к пяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.

Согласно следственному делу, для отбытия наказания Никита Васильевич был этапирован в город Медвежьегорск (Карелия). После окончания лагерного срока он в 1940 году был отправлен в Казахстан, где работал главным инженером на заводе в Кокчетаве (ныне – Кокшетау, Казахстан). 27 января 1956 года он скончался от рака легких с метастазами.

Никита Васильевич Батюнин был реабилитирован в 1989 году, уже после смерти его жены и единственного сына, и, следовательно, окончательно свободным при жизни так и не стал.

Документы следственного дела

Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото

Фото: Мария Сукальская


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.