Санкт-Петербург, Большой проспект П.С., 10
(б. пр-т Карла Либкнехта)
На карте На карте

| 26 февраля 2016

Павел Тимофеевич Соколов, его жена Елена Порфирьевна Богодарова и шестилетний сын Всеволод жили на проспекте Карла Либкнехта (ныне – Большой пр-т Петроградской стороны) в доме 10. Дом был возведен в 1905 году архитектором А. Тверским и техником П. Мульхановым. Его фасад разрешается в духе историзма (эклектики), в котором преобладают элементы французского классицизма.

Павел Тимофеевич Соколов родился в Никополе 16 июля 1900 года. В 1924 году окончил физико-математический факультет Московского университета.
В 1927-1929 годах Павел Соколов руководил экспедициями Геолкома (Геологический комитет) по разведке урановых руд на реке Печоре и в Средней Азии. Был одним из создателей сейсморазведки полезных ископаемых.
В 35 лет Павел Тимофеевич стал доктором физико-математических наук. Заведовал кафедрой физики в Ленинградском кораблестроительном институте, был профессором кафедры теоретической физики в ленинградском Университете, вел курс прикладной геофизики в Политехническом институте. Написал пять книг по сейсморазведке и одну по термодинамике.
Соколов был арестован 21 октября 1936 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной фашистской организации (геофизическая ветвь «пулковского дела»). Текст приговора читается как неправдоподобное нагромождение неосуществленных злодейских намерений осужденных, в том числе намерения убить товарища Сталина. Павел Соколов по этому приговору был осужден Военной коллегией Верховного суда 23 мая 1937 года и в тот же день расстрелян. Ему было всего 36 лет.
Младший сын, Владимир, родился за полтора месяца до гибели отца. Жене сообщили, что Соколов «осужден на 10 лет без права переписки». О том, что он расстрелян, семья узнала только через 20 лет.
Жену с двумя детьми – младшему было два месяца – выслали бессрочно в город Бугуруслан Чкаловской (ныне Оренбургской) области.
Вспоминает старший сын Павла Тимофеевича и Елены Порфирьевны Всеволод Соколов: «Запомнилось, что когда поезд тронулся, все  завыли-заплакали – вагон был полон ссыльными – а мама не заплакала. Через несколько дней, в пути, она сказала мне, семилетнему: «Наверно, отец виноват – высказывал неправильные суждения о советской власти». Мы ни разу в жизни не возвращались к этой теме. Мама ждала отца двадцать лет, до самой реабилитации, после которой стало ясно, что ждать уже некого».
Приговор был отменен в 1957 году, и Павел Тимофеевич Соколов был полностью посмертно реабилитирован.

28 февраля 2016 года в память о Павле Тимофеевиче Соколове появилась табличка «Последнего адреса».
 


Фото: Инициативная группа «Последнего адреса» в Санкт-Петербурге

***
База данных «Мемориала» содержит сведения о еще троих  репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.