Москва, 4-я Тверская-Ямская ул. 26/8
На карте На карте

| 22 мая 2016
Бывший доходный дом №26/8 по 4-й Тверской-Ямской (пересечение с улицей Чаянова), построенный в 1914 году по проекту архитектора Н.Л. Шевякова в стиле модерн, стал одним из первых, на которых проект «Последний адрес» установил 10 декабря 2014 года первые мемориальные таблички.
По данным «Мемориала», в годы репрессий четыре жильца этого дома были арестованы и расстреляны по ложным обвинениям.
Сегодня к табличке в память о контролере трамвая Корнилии Елизаровиче Долинском присоединятся еще два памятных знака.

Игнатий Александрович Валентей родился в 1895 году в городе Цеханов Плоцкой губернии в семье служащих. Согласно официальной версии, по национальности – русский, но по семейной легенде он происходил из обрусевших итальянцев.

Военный летчик, участвовал в Первой мировой войне, был тяжело ранен и чудом выжил (как рассказывала позже его невестка, Мария Алексеевна Валентей-Мейерхольд, он оказался в морге среди убитых, но кто-то случайно заметил, что он пошевелился, и это спасло ему жизнь).
После Октябрьской революции Игнатий Александрович стал одним из организаторов гражданской авиации в СССР. Это он первым предложил использовать авиацию в сельском хозяйстве – прежде всего для опыления посевов и борьбы с саранчой. Валентей стал инициатором постройки первого советского гражданского самолета – трехместного пассажирского биплана «Синяя птица», который был создан на базе трофейного двухместного самолета-разведчика "Шнейдер" по проекту инженера Н. Е. Шварева. Самолет был оснащен рядным двигателем "Бенц" мощностью 220 л.с.
В мае 1922 года Валентей совместно с другими летчиками-энтузиастами учредил товарищество "Научно-экспериментальная станция "Авиакультура". Уже летом того же года «Авиакультура» организовала первый в Советской России полет гражданского самолета по маршруту Москва – Нижний Новгород на самолетах "Юнкерс" F.13.

И. А. Валентей на самолёте (первая мировая война, точная дата неизвестна)
Вот что об этом писала 25 июля 1922 года газета «Нижегородская коммуна»: «С первых чисел августа открывается воздушное сообщение Москва — Нижний на металлических самолетах системы «Юнкерс». Организаторами предприятия являются германская фирма «Юнкерс» и инициативная группа русских военных летчиков, организовавшихся в общество «Авиакультура». Общество ставит своей задачей всякое покровительство мирному применению авиации. Общество уже провело первые опыты по борьбе с вредителями сельского хозяйства. В ближайшее время организуются опыты по борьбе с лесными пожарами, и к весне 1923 года будет произведено первое практическое применение самолетов для разведки рыбных стай на Мурманском побережье. Самолеты «Юнкерс» являются последним словом в аэропланостроении. В них имеются пять очень удобных мягких кресел в закрытой каюте для пассажиров. Посредством воздушного сообщения путь от столицы на ярмарку можно будет сделать в 2 часа 30 минут. Нижегородские жители впервые могут получать московские газеты не позднее чем через 13 часов, в день их выхода в Москве… Открываемая линия является первой попыткой частного предприятия в России. От успеха линии будет зависеть, будут ли в ближайшее время осуществляться воздушные сообщения на территории РСФСР».
Всего за 1922 год пилоты “Авиакультуры” выполнили 85 пассажирских рейсов, которыми воспользовались 400 человек, было перевезено немало почты и грузов.
Валентей прославился еще и тем, что был автором ряда хроникально-документальных фильмов о советской авиации – как оператор и режиссер: фильмы «Всесоюзные воздухоплавательные состязания» (1924 год), «Бич полей» («Саранча», 1925 год), «Нижегородская ярмарка» (1925 год), «Перелет Москва-Токио», (1925 год), «Перелет Токио-Москва» (1925 год), «Самолет на службе культуры» (1925 год) и др.
В книге «Стальные птицы» Валентей писал: «Можно предполагать, что авиация в будущем произведет огромное влияние на духовный склад человечества и целый переворот в социальной жизни… Завоевание воздуха открывает нам новую эпоху в истории культуры. И, что самое важное, оно скорее всего укрепит в сознании человека значение понятий человек и человечность».
К моменту ареста в августе 1937 года

Игнатий Александрович Валентей с сыном Дмитрием. 1935 год.
Игнатий Александрович работал конструктором-изобретателем на московском заводе №213 (завод механических авиаприборов Наркомата авиапромышленности).
Через месяц после ареста, 21 сентября 1937 года, Комиссия НКВД СССР и прокурора СССР приговорила Игнатия Александровича к расстрелу по обвинению в “участии в контрреволюционной террористической организации”. Расстреляли Валентея через два дня, 23 сентября 1937 года. Ему было всего 42 года.
В 1956 году Игнатий Александрович Валентей был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления. Его сын, известный советский демограф Дмитрий Игнатьевич Валентей, ознакомившись в середине 1980-х со следственным делом отца, подал заявление о выходе из КПСС. В анкете “Мемориала”, которую Дмитрий Игнатьевич заполнял в конце 1993 года, на вопрос “Ваше мнение о причинах ареста” он написал – “недоразумение”…

Тимофей Игнатьевич Шубин родился в 1898 году в деревне Поярково Михайловского района Московской области в крестьянской семье. В годы Первой мировой войны служил рядовым солдатом в царской армии. Получил высшее образование. В 1925 году вступил в ВКП(б), состоял в партии до 1935 года. Был исключен из нее при проверке партийных документов “за связь с чуждыми элементами”.

К моменту ареста 29 ноября 1937 года Тимофей Игнатьевич работал инженером-электриком отдела №21 Московского авиационного завода №1 Наркомата оборонной промышленности.
В обвинительном заключении говорится, что Шубин с 1935 года состоял в “контрреволюционной шпионской вредительской и террористической организации “ПОВ”, которая была создала в 1934 году на заводе №1 НКОП» (Наркомата оборонной промышленности). Все 12 “членов” организации, в том числе и Шубин, были арестованы и обвинены в том, что “осуществляли вредительскую деятельность”.
Тимофей Игнатьевич провел в Таганской тюрьме почти месяц, но виновным себя не признал. 22 декабря 1937 года Комиссия НКВД СССР и прокурора СССР приговорила его к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 25 декабря.
В 1956 году Тимофей Игнатьевич Шубин был полностью реабилитирован. В тот же год его жена получила свидетельство о смерти с ложными сведениями: якобы Шубин умер 21 октября 1943 года, отбывая наказание в лагере. Причина смерти, как водится, не указывалась. И только в 1994 году стала известна реальная дата гибели Тимофея Игнатьевича.
Из воспоминаний дочери Тимофея Шубина Лидии Савельевой: «Папа был интеллигентным, скромным и добрым человеком, никогда не повышал голос ни на маму, ни на нас, детей. Он работал и параллельно учился в институте. Помню, как ночи напролет, сидя за столиком на кухне, он просиживал за книжками. А когда его арестовывали, на прощание он сказал маме: «Машенька, как бы не было трудно, дети должны учиться».

22 мая 2016 года «Последний адрес» установил таблички в память о репрессированных И.А. Валентее и Т.И. Шубине. 

Фото: Федор Флягин

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одном  репрессированном, проживавшем в этом доме, – поэте Павле Николаевиче Васильеве. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака этому человеку, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.