Москва, Спиридоновка, 16, стр. 1
На карте На карте

| 09 октября 2016
Раньше этот дом был объединен с домом № 14. Вместе с утраченным флигелем, в котором жил некоторое время Антон Павлович Чехов, это был единый комплекс — «Доходный дом Бойцова». Архитектор Петр Самойлович Бойцов построил его в 1903 году для себя и для того, чтобы окупить расходы. После революции все эти здания достались управлению дипломатическим корпусом при МИДе, поэтому дома разделили, в одном из них сейчас (№ 14) располагается генконсульство Греции. А в доме № 16, кроме частных квартир, работает хостел.
Согласно базам «Мемориала», два жильца этого дома подверглись политическим репрессиям в 1930-х годах. Одному из них мы сегодня установили памятный знак.

Михаил Евстафьевич Шефлер родился в 1889 году в семье чиновника в Петербурге. В 1907 году поступил в Санкт-Петербургский университет, но не окончил его — ему пришлось уйти из университета, поскольку его искала полиция за участие в студенческих волнениях.

В 1911 году Михаил Евстафьевич переехал в Москву и поступил в Петровско-Разумовский сельскохозяйственный институт (Тимирязевская академия). Поскольку он уже был женат, ему пришлось совмещать учебу с работой: практиканта на станции сельскохозяйственных машин, санитара в отряде беженцев, заведующего складом Земского союза и др.
В феврале 1917 года Шефлер вступил в партию большевиков, в октябре был назначен комиссаром по продовольствию. В 1919 году по добровольной мобилизации он пошел на южный фронт, но заболел менингитом и был эвакуирован в Москву.
В бывшем доходном доме № 16 на Спиридоновке Михаил Евстафьевич поселился сразу после революции, и сначала его большая семья (жена, четверо детей, старик-отец и няня) занимала большую квартиру на втором этаже (№ 4), но потом по его инициативе она стала уплотняться и позже превратилась в обычную московскую коммуналку.


Михаил Шефлер, студент

Михаил Евстафьевич Шефлер
и Екатерина Петровна Шефлер (Фридолин) 

После возвращения с фронта Шефлер работал в Наркомате земледелия (был членом коллегии Наркомата), в Наркомате здравоохранения. В 1922 году был членом правления Госбанка, а затем председателем правления Центрального сельскохозяйственного банка СССР, членом Совета Россельбанка РСФСР и выбирался депутатом Моссовета.
В 1923 году Шефлер занял пост председателя Главного выставочного комитета (Главвыставком) первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, позже руководил на первом этапе строительством Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, ныне ВДНХ).
В 1928-1930 годах он был назначен директором Тимирязевской академии, читал студентам лекции, активно занимался проблемами кредитования в сельском хозяйстве. Написал ряд научных работ: «Организация продовольственного дела за время революции 1917 г.» (М., 1917), «Товарообмен с Украиной» (М., 1918), «Земельный вопрос на IХ Съезде Советов» (М., 1922), «Кредит крестьянскому хозяйству» (Минск, 1924, 1925, 1926), «Кредит крестьянам» (М., 1925, 1926), «Как получить крестьянину кредит» (М., 1925), «Кредитное товарищество» (М.–Л., 1925), «Основные задачи переустройства сельского хозяйства» (М., 1929).

М.Е. Шефлер.
Фрагмент группового снимка.
Неприятности по партийной линии у Михаила Евстафьевича начались с 1934 года, в результате он был отстранен от подготовки третьей сельскохозяйственной выставки, а в 1937 году — исключен из партии то ли за непролетарское происхождение, то ли за то, что не раскрыл “врага народа”.
К моменту ареста Шефлер работал экономистом в тресте местной промышленности Красногвардейского района Москвы.
Михаила Евстафьевича арестовали 19 августа 1938 года и через восемь месяцев — 20 апреля 1939 года — приговорили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на пять лет и с конфискацией имущества по обвинению в “участии в право-троцкистской диверсионно-вредительской и террористической организации” (ст. 58-7,17-58-8, 58-11). Срок он отбывал в Устьвымлаге, Коми АССР. 5 февраля 1943 года он скончался в лагере в поселке Пезмог от крупозного воспаления легких.
«Большую часть архива Михаила Евстафьевича составляли схемы агрогорода и чертежи сельхозмашин. Я видела в нем реформатора сельского хозяйства, которому не суждено было реализоваться в молотилке классовой борьбы и революции», — рассказывает внучка Шефлера, Екатерина Юрьевна Гайдамачук, вдова правозащитника Валерия Абрамкина, подавшая нам заявку на установку памятного знака.
«Моя мама, дочь Михаила Евстафьевича, очень переживала, что под прессингом семьи “врага народа” она так и не успела съездить к отцу на свидание. После окончания педагогического института ее отправили работать в глухую деревню в Тамбовской области, брата забрали в штрафной батальон на финскую войну, младшую сестру отправили на трудовой фронт на лесоповал в Сибирь. И я не знаю, в какой общей яме похоронен мой дед. Надежда Яковлевна Мандельштам писала: "Я жена мужа, похороненного с биркой на ноге". После смерти бабушки на её надгробие мы приклеили и фотографию деда...»
Михаил Евстафьевич Шефлер был посмертно реабилитрован в 1956 году за отсутствием состава преступления.
9 октября 2016 года трое внучек М.Е. Шефлера с детьми и внуками пришли к дому 16 на Спиридоновке и укрепили на стене табличку «Последнего адреса».

Фото: Софья Двоскина

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одном репрессированном, Иосифе Ивановиче Масаре, проживавшем в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки ему мемориального знака, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.