Москва, Тверская, 12, стр. 1
На карте На карте

| 13 ноября 2016
Здание № 12, стр. 1 по Тверской (б. Улица Горького, 38) было построено по проекту архитектора Карла Гиппиуса для семьи московских купцов Бахрушиных в 1900-1901 годах. Еще четыре доходных дома Гиппиус спроектировал рядом, в Козицком переулке, так что можно говорить о целом бахрушинском квартале на Тверской. В последние годы своей жизни в доме жил книгоиздатель И.Д. Сытин. После революции это строение использовалось как офисное: в нем располагалась Центропечать (предшественник Союзпечати). Впрочем, возможно это ведомство занимало только часть здания, так как в 1930-е годы здесь уже были жилые квартиры.
В 1921 году в Центропечати записывал свои речи на граммофонные пластинки В.И. Ленин, и это событие увековечено памятной доской. В апреле 2012 года Правительство Москвы постановило включить дом в реестр московского культурного наследия.
Согласно базам «Мемориала», в этом доме в 1930-х годах было репрессировано не менее троих человек. Одному из них сегодня мы установили мемориальную табличку.

Владимир Константинович Алкалаев родился в 1894 году в городе Везенберг Эстляндской губернии в семье юриста, действительного статского советника, члена Варшавской судебной палаты Константина Константиновича Алкалаева-Калагеоргия. Дед Владимира – Константин Николаевич Алкалаев-Калагеоргий – был ярославским полицмейстером. В семье было четверо детей: две дочери, Людмила и Елена, и два сына – Владимир и Константин.

С началом Первой мировой войны семья Алкалаевых-Калагеоргиев переехала в Москву. После Октябрьской революции Алкалаевы-Калагеоргии были вынуждены “отсечь” от своей фамилии вторую часть, чтобы не показывать свое дворянское происхождение.
В 1916 году Владимир окончил Императорское училище правоведения. Выпустился вольноопределяющимся артиллерии. Но не юриспруденция стала смыслом жизни Владимира Алкалаева. С юности он увлекался альпинизмом, не раз совершал восхождения на Эльбрус и другие пики, стал признанным специалистом не только в альпинизме, но и в стрелковом спорте. В 1935 году он написал методичку "Стрелковый спорт. Стрельба пулей: Пособие для инструкторов стрелкового спорта".
В 1930-х годах Владимир Константинович работал помощником начальника учебного отдела Центрального совета общества "Динамо" в Москве, занимался вопросами развития альпинизма в этом спортивном обществе.
В годы Большого террора репрессии коснулись и спортивных обществ, в том числе общества “Динамо”. Вот что об этом пишет в своей книге "Крепкие телом – сильные духом! Физическая подготовка и спорт во внутренних войсках" А.И. Михалёв:
 “В 1937-1939 годах во время разгула в стране репрессий незаконно пострадали многие руководители и работники аппаратов Центрального и региональных советов "Динамо". Всем им были предъявлены стандартные в те годы обвинения – участие в антисоветской террористической организации, шпионаж в пользу иностранных разведок. В связи с тем, что динамовские работники в целях укрепления спортивных связей выезжали за границу и встречались с иностранцами, было сфабриковано дело о подготовке группой динамовцев по заданию немецкой разведки террористического акта в отношении руководителей партии и правительства во время посещения ими стадиона "Динамо". В эту группу были включены: генеральный секретарь ЦС "Динамо" комдив В.К. Лапин, член Президиума ЦС "Динамо" А.Я. Лурье, работники учебно-боевого отдела ЦС "Динамо" В.П. Алкалаев и Н.М. Булыгин, директор стадиона "Динамо" Я.В. Гольдфарб и др. Непосредственным исполнителем акции должен был стать руководитель стрелкового спорта общества Н.М. Булыгин. Все обвиняемые по этому ложному делу были арестованы и расстреляны».
Владимира Константиновича арестовали 31 января 1938 года и через 4,5 месяца – 20 июня 1938 года – приговорили к высшей мере наказания по обвинению в шпионаже. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
В 1959 году Владимир Константинович Алкалаев был посмертно реабилитирован. Табличку его памяти «Последний адрес» разместил на доме 13 ноября 2016 года.

Фото: Марина Бобрик

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двоих репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.