В годы Большого террора из этого здания увели на расстрел 11 человек. Одному из них сегодня мы установили мемориальную табличку.
Анатолий Александрович Лурья родился в 1897 году. Он был родом из Сновска, на Черниговщине, где дома его отца и отца героя гражданской войны Николая Щорса стояли рядом – оба они были паровозными машинистами. В 1918 году в возрасте 21 года он вступил в РКП(б), в Гражданскую войну был политработником. В конце 1920-х годов Анатолий Александрович перестал участвовать в партийной жизни, и в 1930 году он был исключен из ВКП(б) «как балласт».
В 1924 году Анатолий Александрович поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), но в 1927 году был вынужден бросить учебу – родилась дочь, и надо было кормить семью. В 1930-е годы он работал на различных должностях в строительных организациях Москвы и Подмосковья: техник прораб, старший прораб, инженер-строитель. Последняя его должность, которую он занимал примерно год, – главный инженер отдела капитального строительства Всероссийского металлического союза промысловой кооперации (Всекопромметаллсоюз).Анатолия Александровича арестовали по доносу сослуживца 29 октября 1940 года. Ему предъявили обвинения в срыве сроков (перенос с 1940 на 1941 год) строительства объектов по правительственным заданиям, в участии в троцкистской организации (ознакомление с «Завещанием Ленина» в 1924 году, однократное посещение собрания троцкистов и подписание в 1927 году согласия с «Платформой 83-х» – обращения в ЦК ВКП(б) с требованием демократизации внутрипартийной жизни), в антисоветской агитации и пропаганде (пересказывание анекдота на слова Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее»).
Понадобилось восемь месяцев следствия, 50 допросов, двухтомное дело на 600 страниц, чтобы подвести Анатолия Александровича под статью 58-7, 10 по обвинению в подрыве государственной промышленности, свержении, подрыве или ослаблении Советской власти. Приговор по этим статьям – высшая мера наказания. Приговор был приведен в исполнение 28 июля 1941 года. Ему было 44 года.
В 1956 году Анатолий Александрович Лурья был посмертно реабилитирован.
Он не был ни пламенным революционером, ни активным противником советской власти, каких были уничтожены тысячи. Он был человеком, который в молодости увлекся идеалами революции, разочаровался в них и пытался построить свою жизнь на обломках той страны, которую сам разрушал. Таких погибли миллионы.
27 ноября «Последний адрес» установил на доме табличку памяти Анатолия Александровича Лурья.
Фото: Ольга Низовцева