Москва, Благовещенский переулок, 2/16 строение 1
На карте На карте

| 11 декабря 2016

Согласно базам «Мемориала», в 1930-х годах по крайней мере четыре жильца этого дома (раньше он значился под номером 4/18) подверглись политическим репрессиям. Одному из них мы сегодня установили памятный знак.

Давид Максимович Вольпе родился в 1893 году в Варшаве в семье мещанина. В 1913 году окончил Варшавскую зубоврачебную школу. В Первую мировую войну он служил в царской армии рядовым как зубной врач. С 1919 по 1922 годы заведовал зубоамбулаторией в Москве.

К моменту ареста Вольпе работал заведующим зубопротезным отделением поликлиники завода № 24 в Москве, был редактором стенгазеты поликлиники «За новый быт».

Завод № 24 им. М.В. Фрунзе занимался выпуском авиационных моторов. В 1930-х годах завод стал основной базой для серийного производства двигателей конструкции Микулина, которые устанавливались на самолеты, торпедные катера и морские охотники за подводными лодками. Двигателем АМ-34, производимым на этом заводе, был оснащен самолет, на котором Валерий Чкалов совершил свой знаменитый перелет через Северный полюс в Америку.

В августе 1937 года, после неудачного полета новейшего дальнего бомбардировщика ДБ-А с новыми, еще не объезженными двигателями АМ-35 (самолет пропал в Арктике, предположительно, отказал один из двигателей) и Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским у штурвала, на заводе № 24, как водилось тогда, были обнаружены аж целых пять «шпионских террористических и диверсионно-вредительских групп, с общим количеством 50 человек».

Вот, согласно отчету Московского областного управления НКВД, список этих пяти групп:

«1. Антисоветская право-троцкистская группа в составе бывшего директора завода Марьямова и технического директора Колосова.

2. Шпионско-диверсионная группа японской разведки в составе 9 человек.

3. Шпионско-диверсионная группа германской разведки в составе 13 человек.

4. Шпионско-диверсионная группа французской разведки в составе 4 человек.

5. Террористическая и шпионско-диверсионная группа латвийской разведки в составе 15 человек, созданная и возглавлявшаяся участником латвийской фашистской организации, быв. зам. директора завода № 24 Гельманом.

Также арестован начальник технического сектора ОТК завода троцкист Тарахтунов, по делу которого ведется следствие с расчетом на вскрытие организованной троцкистами работы на заводе».

Сотрудники Московского областного управления НКВД считали, что завод «засорен антисоветскими социально-чуждыми и подозрительными по шпионажу и диверсии элементами. Имеющийся учет этих элементов по одним только официальным данным достигает 1000 человек». (см. Д.А. Соболев «Репрессии в советской авиапромышленности»).


Давид Максимович Вольпе, еврей, уроженец Варшавы, чья мать жила за границей (в Польше) и время от времени навещала сына, не мог не попасть под подозрение.

Его арестовали 26 августа 1937 года и обвинили в том, что он “занимался шпионской деятельностью в пользу одного из иностранных государств”. При обыске на его рабочем столе был обнаружен “ряд политических заметок”.

Согласно характеристике, выданной для следственного дела на работе Вольпе, он “подбирал себе в аппарат чуждых лиц – белогвардеец, дочь крупного торговца, дочь лесопромышленника, дочь дворянина. С указанными лицами Вольпе имел близкие отношения и покровительствовал им… Работая редактором стенгазеты поликлиники, умышленно не пропускал заметки, имеющие политический характер и критикующие руководителей поликлиники”, что, с точки зрения коллег Вольпе, можно было квалифицировать как “вылазку врага”.

На допросах и “суде” Вольпе никакой вины за собой не признал.

Согласно обвинительному заключению, он, “ввел как систему принимать работников завода ИТР в нерабочее время – вечером, оставаясь в поликлинике один. При приемах в разговорах выпытывал необходимые ему сведения секретного характера о работе завода по выпускаемой им продукции”. Вольпе инкриминировалось также то, что у него в Польше были родственники, “с которыми он поддерживал до 1937 года письменную связь. Кроме этого с 1927 по 1936 год из Польши в Москву три раза приезжала его мать. В третий раз при приезде в Москву привезла с собой неизвестные документы, последние при содействии Вольпе были ею переданы польскому политэмигранту”.

6 октября 1937 года Вольпе был приговорен к высшей мере наказания по обвинению в том, что “выпытывал сведения секретного характера во время лечения зубов”. Приговор был приведен в исполнение 3 ноября 1937 года. Вольпе было 44 года.

Семье была выдана справка о смерти, в которой значилось, что Вольпе умер 15 сентября 1940 года в исправительно-трудовом лагере от острого воспаления почек.
Давид Максимович Вольпе был полностью реабилитирован в 1956 году.


Церемония установки таблички «Последнего адреса» (фото), (видео).


Фото: Софья Двоскина

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двоих репрессированных, проживавших в этом доме, заявки на установление знака которым пока не поданы. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из них, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.