Санкт-Петербург, 10-я Красноармейская, дом 8
На карте На карте

| 22 января 2017
В 1881 году архитектор Александр Эрбер создал дом № 8 по 10-й Красноармейской улице в его нынешнем облике, отражающем эпоху историзма, и включил в эту постройку стоявшее уже на этом месте здание.
В этом доме в разное время располагались меняльная лавка, мастерская по обработке меди, небольшой водочный завод, Измайловский гараж частного автомобильного извоза и при нем школа шоферов.

Здесь в 1930-е годы проживал рабочий паровозного депо Октябрьской железной дороги эстонец

Александр Осипович Девейкис, родившийся в 1902 году.Как пишет внучка Александра Девейкиса, Ольга Вязьмина, «дед родился в городе Валга – Валка, потом его семья жила в Нарве. Дед бежал из буржуазной Эстонии в Питер, так как был коммунистом. Встретил Элеонору Викентьевну Биндер 1906 года рождения, мою бабушку. Работал в депо Варшавского вокзала машинистом. Жили на 10-й Красноармейской улице. Первый раз за ним пришли – он показал партбилет. Не взяли. «Добрый» начальник на работе предложил: «Давай положу в сейф для сохранности». Когда пришли во второй раз, документ исчез. Мама помнила ночное прощание, поцелуй отца. Бабушке раз удалось увидеть деда. Он держался уверенно: «Ничего от меня не добьются, пусть хоть за яйца вешают», – его последние слова. Бабушку как жену врага народа сослали под Ижевск в город Сарапул. Над мамой оформила опекунство мать бабушки, Биндер Вера Осиповна. Они остались в Ленинграде. После пяти месяцев блокады вторая дочь Веры Осиповны вывезла их в Сарапул. Квартиру их в Ленинграде заняла семья офицера из разбитого дома.

Александр Осипович Девейкис. 1937

Элеонора Викентьевна Биндер и дочь Элеонора. 1938
Мама мечтала стать железнодорожником, как отец. В 1950 году поступила в ЛИИЖТ. Мама пыталась узнать об отце. Какой-то чиновник пожалел ее, сказал, что он сослан в дальневосточные лагеря. В 1953 году мама выхлопотала справку о реабилитации «посмертно».
Мама скрывала от нас с сестрой правду о деде. Приговор был «10 лет без права переписки». Мама рассказывала, что дед был большим умельцем, если попал в лагерь, то выжил бы. Она свято верила, что он вернется… Ей было восемь лет, когда его забрали. Сохранились ее стихи деду в лагерь…».
Александр Осипович Девейкис был арестован 1 ноября 1937 года по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-6-9 УК РСФСР, а уже 18 января 1938 года его расстреляли по так называемому списку эстонских шпионов № 8. В предписании на расстрел он значится 35-м из 99 приговоренных к высшей мере наказания и расстрелянных в Ленинграде. Ему было 36 лет.

22 января 2017 года правнучка Александра Осиповича Девейкиса написала на своей страничке в Instagram:
Ты лети, лети, ветерок,
К папе милому на восток:
Через горы, реки, поля
В край далекий, где шумит тайга.
Пусть он знает, что я его жду,
Сколько надо ждать я смогу.
Папочка, папуля, мой дорогой,
Как хочу я снова встретиться с тобой!
Возвращайся скорее к нам, родной!
В летнюю жару и в холод зимних вьюг
Пусть тебя согреет то,
Что дома, дорогой, тебя ждут.
(Девейкис Эля)

Это стихи моей 10-ти летней бабушки к отцу. Она обращается к ветерку, так как отец был "сослан в ДВЛ (Дальневосточные лагеря) на 10 лет, без права переписки".

Когда Александра Осиповича Девейкиса, моего прадеда, работавшего машинистом паровозного депо станции Ленинград-Варшавский Октябрьской ж/д, арестовали в ноябре 1937-го, ей было всего 8 лет. А за что?!? За то что у него была литовская фамилия. Приписали шпионаж и через три месяца в январе 1938 расстреляли. Получается, когда бабушка писала стих, его уже не было в живых. Семья этого не знала.

Пробабушка Элеонора Биндер-Девейкис была сослана в Удмуртию, как жена врага народа. Позднее к ней приехала дочь – моя бабушка (тоже Элеонора), которую вывезли в феврале 1942 года из блокадного Ленинграда по Дороге Жизни.

В 1963 году во время "Хрущевской оттепели" моя бабушка обратилась в КГБ и отца реабилитировали посмертно за отсутствием состава преступления. Оказалось дело было сфабриковано, как и все подобные в сталинские времена: нашли лжесвидетелей,написавших доносы (вполне возможно, тоже под давлением), обвинили в диверсии против советской власти и шпионаже.

Сегодня мы присутствовали при установке (мама даже вкрутила последний винт) таблички "Последнего адреса" на доме 8 на 10-ой Красноармейской ул., откуда Девейскиса А.О. забрали от семьи в тот роковой 1937 год.

Имя Девейкиса А.О. внесено в Книгу Памяти России "Ленинградский мартиролог" в IX том.

Спасибо большое неравнодушным людям фондов "Последний адрес", "Мемориал", "Возвращённые имена" за увековечивание памяти жертв политических репрессий. Я рада что мы с дочерью смогли присутствовать на этом событии. История нашей семьи вошла в историю города, страны и человечества.

Фото: Андрей Федоров

***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще четверых  репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из них, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.